Размышляя о недавно упомянутом видео ВВС, я вдруг нашел еще один повод для российской элиты стремиться к воссоединению "русского мира" с соотечественниками в Латвии. Не для того они тратили сотни миллионов долларов на лондонскую недвижимость, чтобы в результате оказаться в каком-нибудь Флайшиттауне. Для них желательно, чтобы "зёмы" наслаждались Крымнашем и не "путали берега".
2014. gada 29. okt.
2014. gada 28. okt.
Парадокс №1
Летом 2010-го я звонил из Минска в Ригу по делам. Мой собеседник извинялся за то, что с ним нельзя было связаться раньше. Накануне в Латвии праздновали Лиго. Я сказал, что хорошо его понимаю, так как сам из Латвии, на что он мне ошарашено ответил "Вы со мной разговариваете по-латышски."
Это я к чему. В размещенном на ВВС видео две женщины в центре Лондона рассказывают о том, как их "гнобят" в Латвии. Большинство их соотечественников в России о Лондоне даже не мечтает. Путешествие на Британские острова там могут себе позволить только хорошо обеспеченные.
Это я к чему. В размещенном на ВВС видео две женщины в центре Лондона рассказывают о том, как их "гнобят" в Латвии. Большинство их соотечественников в России о Лондоне даже не мечтает. Путешествие на Британские острова там могут себе позволить только хорошо обеспеченные.
2014. gada 14. okt.
"Дао Стива" (2000)
Ассоциативный трёп
Кинопоиск
Помните "Книги Просперо" Питера Гринуэйя? Так вот - фильм Дженифер Гудмен на него совсем не похож. Визуальный ряд никакой. Глубина характеров на том же уровне. Сюжет незамысловат как степная песня акына. Это даже не фильм, а какой-то журнальный очерк. Но, тем не менее, он интересный, потому что вызывает кучу ассоциаций.
Кинопоиск
Помните "Книги Просперо" Питера Гринуэйя? Так вот - фильм Дженифер Гудмен на него совсем не похож. Визуальный ряд никакой. Глубина характеров на том же уровне. Сюжет незамысловат как степная песня акына. Это даже не фильм, а какой-то журнальный очерк. Но, тем не менее, он интересный, потому что вызывает кучу ассоциаций.
2014. gada 13. okt.
ЭтикетКа
Наслушавшись разговоров о "латышском Жириновском", решил посмотреть передачу "1:1" с Артуcом Каиминьшем. Инга Спринде - умная журналистка, способная беседовать на равных с такими метрами как Эдвард Лукас. Но уже на первых минутах передачи это стало не важно, так как гость настоял на том, чтобы они общались на "ты". Журналистка попыталась объяснить, в чем смысл общения на "вы", но быстро сдалась. Ну а после отрывка, где он не только "тыкает" Годманису, но и обращается с ним как с подростком из соседнего поъезда, мой просмотр закончился.
2014. gada 10. okt.
Октябрь
Солнце на моем лице,
шорох, листья на плече, солнце на моем лице.
Холод ног в свете солнца на моем лице.
Свет тепла умирающего лета в холод ног умирающих дней.
Шорох листьев, умирающих на моем плече.
Радость дня, проходящего на моем лице.
Уходящий в холод комнат, в холод лиц.
Умирающий во взгляде, живший в солнце на моем лице.
шорох, листья на плече, солнце на моем лице.
Холод ног в свете солнца на моем лице.
Свет тепла умирающего лета в холод ног умирающих дней.
Шорох листьев, умирающих на моем плече.
Радость дня, проходящего на моем лице.
Уходящий в холод комнат, в холод лиц.
Умирающий во взгляде, живший в солнце на моем лице.
Сосны, 10.10.94г.
2014. gada 30. sept.
2014. gada 24. sept.
Smagos noziegumos apsūdzētais юрисконсульт
Очень мне этот персонаж напоминает одного латвийского деятеля.
Originally posted by mikhail_kvakin at к "Герою нашего времени" Гоголя. Гениальный юрисконсульт.
Давно обещал нескольким друзьям найти этот фрагментик из заключительной главы второй части "Мертвых душ". Фрагментик этот не входит в канонический текст, но есть в одном из вариантов начала главы. Воможно, Гоголь намеренно решил не конкретизировать и не делать смешным образ юрисконсульта, который в самом конце главы поднимается до уровня зловещей фигуры, олицетворяющей грозящее России зло.
Originally posted by mikhail_kvakin at к "Герою нашего времени" Гоголя. Гениальный юрисконсульт.
Давно обещал нескольким друзьям найти этот фрагментик из заключительной главы второй части "Мертвых душ". Фрагментик этот не входит в канонический текст, но есть в одном из вариантов начала главы. Воможно, Гоголь намеренно решил не конкретизировать и не делать смешным образ юрисконсульта, который в самом конце главы поднимается до уровня зловещей фигуры, олицетворяющей грозящее России зло.
2014. gada 17. sept.
Этика, экономика и миф о неизбежности развития
В 68-м номере Real World Economics Review была опубилкована статья Томаса Веллса "Recovering Adam Smith's ethical economics" ( "Возрождение этической экономики Адама Смита"). Статья является развернутым изложением высказанной мной еще осенью 2011-го года идеи о том, что современные экономисты слишком узко трактуют невидимую руку рынка Адама Смита, оставляя в стороне морально-этические аспекты homo economicus. Я спокойно отношусь к использованию авторами моих идей. Во-первых, приятно осознавать, что сделанные тобой выводы представляют ценность не только для тебя. Во-вторых, обычно в процессе использования идея развивается и подкрепляется фактологически, что мне одному было бы трудно сделать. Получается что-то вроде разделения труда. В-третьих, мне уже не раз случалось получать удар от классиков, то есть выяснять, что мои идеи уже были высказаны кем-то еще до меня. Так произошло в 2009-м году, когда я решил полистать "Основные принципы экономической политики" Вальтера Ойкена. Правда, тот факт, что мои идеи уже были высказаны 50 лет назад основателем Фрайбургской школы, привел меня к выводу, что метафизической основой этого экономического течения стала трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля, который также преподавал во Фрайбургском университете и дружил с немецким экономистом. Тогда, в 2009-м, я только пролистал "Основные принципы...". Сейчас, взявшись за этот труд основательно, я обнаружил в нем еще несколько высказанных мной идей. Недавно я упоминал цитату о свободе. В 12-й главе "Миф о неизбежности развития" нашлось еще несколько. Ниже будут приведены самые интересные цитаты из этой главы с моими комментариями к некоторым из них.
2014. gada 16. sept.
Национальный вопрос
В 2008-м году я не стал объяснять свою позицию по национальному вопросу более детально, так как был поставлен в условия, когда любые высказывания на эту тему воспринимались как попытка оправдаться. Сегодня на фоне предстоящего референдума в Шотландии, требований независимости Каталонии, событий в Украине, а также результатов выборов в Европарламент у меня больше шансов быть услышанным.
Создание Евросоюза и передача ему части полномочий входящих в него государств изменили характер межнациональных отношений. Традиционное государство перестало быть основой таких отношений, консолидирующей в понятиях "француз" или "британец" подданных не только разных народностей, но и рас. В фильме "Английский пациент" сикхский тюрбан героя воспринимался как отличительный признак британского солдата.
Европа уже давно перестала быть колониальной метрополией. Сегодня бывшие колонизаторы находятся в равном положении с жителями бывших колоний. И сикхский тюрбан на сегодня является только отличительным признаком сикхов, не более того. У европейцев возникла острая потребность в новой самоидентификации. Понятие "европеец" на данный момент слишком аморфное, чтобы суметь заменить прежнее самоотождествление с европейским национальным государством.
Создание Евросоюза и передача ему части полномочий входящих в него государств изменили характер межнациональных отношений. Традиционное государство перестало быть основой таких отношений, консолидирующей в понятиях "француз" или "британец" подданных не только разных народностей, но и рас. В фильме "Английский пациент" сикхский тюрбан героя воспринимался как отличительный признак британского солдата.
Европа уже давно перестала быть колониальной метрополией. Сегодня бывшие колонизаторы находятся в равном положении с жителями бывших колоний. И сикхский тюрбан на сегодня является только отличительным признаком сикхов, не более того. У европейцев возникла острая потребность в новой самоидентификации. Понятие "европеец" на данный момент слишком аморфное, чтобы суметь заменить прежнее самоотождествление с европейским национальным государством.
2014. gada 8. sept.
Введение в лузерологию. Часть четвертая
Летом 2006-го я случайно пересекся на столиках под Центральным с одним известным белорусским писменником. Сам я его не читал, но мой минский приятель, с которым мы обычно там зависали, говорил мне, что он очень популярен. Узнав, откуда я, писменник, видимо пытаясь произвести на меня впечатление, с ходу назвал фамилии двух своих латвийских знакомых. Первый был владельцем одного из крупнейших латвийских банков, второй - высокопоставленный чиновник. В ответ я поморщился и сказал, что не считаю за честь знакомство с этими людьми.
Снова за одним столиком я с ним оказался уже летом 2010-го. Мы с приятелем только что вернулись из Острошицкого городка с дачи нашего общего знакомого и, разморенные жарой, лениво потягивали фанту со льдом. Писменник сам подсел к нам и заговорил об Андрее Санникове, кандидате в президенты на предстоящих в декабре выборах. Жарким воскресным днем это была не лучшая тема для разговора, но для возражений у нас не было сил. Поэтому мы послушно выслушали речь о том, какую непоправимую ошибку допустил Санников, выдвинув свою кандидатуру.
Пару месяцев назад я наткнулся в интернете на его статью, которая, судя по заголовку, осуждала российский империализм. Еще заметил его на Фейсбуке в друзьях у политического беженца, поддерживавшего в 2010-м Андрея Санникова, из-за чего он и был вынужден эмигрировать со всей семьей.
Кстати, его знакомый латвийский банкир в 2008-м свой банк потерял, а уже бывший высокопоставленный чиновник прячется где-то в Австрии от грозящего ему суда.
Введение в лузерологию. Часть пятая
Введение в лузерологию. Часть пятая
2014. gada 5. sept.
О свободе
"Для ведущих мыслителей XVIII и начала XIX в. свобода представляла собой нечто гораздо большее, чем проблему экономики и политики. Она была не просто доктриной, а единственно возможной формой существования людей. Этим мыслителям открылся первоначальный смысл того, что есть свобода: без свободы, без спонтанной самостоятельности человек не является «человеком». Для крупных моралистов того времени свобода является предпосылкой любой морали. Ведь только перед свободно желающим и свободно действующим человеком стоит проблема принятия решения, и действительно только он может осуществлять выбор. «Метафизической помехой любой морали является отказ от свободы» (Кант). Только свободное решение делает возможным познание и претворение в жизнь обязывающего морально-ценностного порядка. И вообще только свободный человек, наблюдая и самостоятельно осмысливая факты, способен приблизиться к истине. Он привязан к законам логики, но не к мнениям, которые навязывает ему какая-либо внешняя власть. Только свободный человек способен изъявлять свою волю."
2014. gada 1. sept.
Киноцитаты
Originally posted by sveshinieks at Киноцитаты
По горячим следам постов, посвященных "Мечтателям" Бертолучи, предлагаю сыграть в любимую игру героев этого фильма. Угадайте, какие фильмы цитируют режиссеры. Заодно можете угадать фильмы и клипы, из которых взяты эти кадры. Для большей интриги комментарии в течение суток будут скрыты.
1.
1.
2014. gada 27. aug.
Менск un Prāta Vētra
Весной 2011-го в переходе на Кастрычницкой я купил mp3 сборник Prāta Vētra. После прожитого в Минске года он пришелся очень кстати. Летом после работы, позависав час-полтора на столиках под Центральным, я заряжал их в плеер и отправлялся пешком на Гикало.
2014. gada 26. aug.
"Ты и я" (1971)
Реквием "оттепели"
Шпаликов Геннадий - автор сценария
Шепитько Лариса - режиссер
Шнитке Альфред - композитор
Шпаликов Геннадий - автор сценария
Шепитько Лариса - режиссер
Шнитке Альфред - композитор
"какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?"
от Матфея 16-26
2014. gada 25. aug.
Коллективная собственность
"Отторжение частной собственности на средства производства от рабочих является для Маркса главным обстоятельством, которое позднее преодолевается в результате неизбежного развития в эпоху кооперирования и совместного владения произведенными средствами производства, то есть только тогда, когда рабочие вновь будут связаны со средствами производства. Маркс перенес центр тяжести необходимой самой по себе критики не туда, куда следовало бы. Решающим было не то обстоятельство, что машина не принадлежит рабочему, а то, что покупатели труда, которым принадлежали машины, предъявляли спрос в рамках монополистических форм рынка. Конечно, развитие собственности на средства производства являлось предпосылкой возникновения нового социального вопроса. Но характер последнего определялся формами рынка рабочей силы. Из-за монополистической или частично монополистической позиции предъявляющих спрос предпринимателей рабочий получал в качестве заработной платы отнюдь не предельный продукт своего труда. Бедственное положение рабочих, которое Маркс изобразил убедительно и верно, было объяснено им неправильно. Маркс, проводя анализ, допускает промах в решающем пункте своей системы, а именно тогда, когда он проигнорировал формы рынка. В той же малой степени, в какой отторжение труда от собственности на средства производства породило в XIX в. социальный вопрос, оно могло быть преодолено путем создания коллективной собственности на средства производства. То, что бедственное положение индустриальных рабочих того времени объяснялось не так, как считали Маркс и его последователи, подтверждается дальнейшим ходом развития."
2014. gada 13. aug.
2014. gada 12. aug.
2014. gada 18. jūl.
2014. gada 10. jūl.
Символизм
"То, что удаляется, обращается к человеку более сущностно и, взыскуя, затребывает его глубже чем любое сущее, которое его касается и к которому он отнесен."
Мартин Хайдеггер, "Что значит мыслить?"
"Что имеем, не храним, потерявши, плачем"
русский водевиль середины XIX века
Это радошковическая трасса возле Острошицкого городка. Летом 94-го я стоял на остановке, дожидаясь автобуса в Минск. Рядом дачницы обсуждали предстоящие президентские выборы. Меня же на тот момент волновали только социология Макса Вебера и трансцедентальная феноменология Мартина Хайдеггера. Выборы казались чем-то далеким и малосущественным. За годы Перестройки я уже привык к тому, что демократии с каждым годом становилось только больше. Она воспринималась как естественный порядок вещей, как само собой разумеющееся.
Мартин Хайдеггер, "Что значит мыслить?"
"Что имеем, не храним, потерявши, плачем"
русский водевиль середины XIX века
Это радошковическая трасса возле Острошицкого городка. Летом 94-го я стоял на остановке, дожидаясь автобуса в Минск. Рядом дачницы обсуждали предстоящие президентские выборы. Меня же на тот момент волновали только социология Макса Вебера и трансцедентальная феноменология Мартина Хайдеггера. Выборы казались чем-то далеким и малосущественным. За годы Перестройки я уже привык к тому, что демократии с каждым годом становилось только больше. Она воспринималась как естественный порядок вещей, как само собой разумеющееся.
Abonēt:
Komentāri (Atom)











