2015. gada 15. nov.

III Воскресные чтения

 "Что средневековые богословы по-своему, т.е. перетолковывая, изучают Платона и Аристотеля, это то же самое, как когда Карл Маркс использует для своего политического мировоззрения метафизику Гегеля."

                Мартин Хайдеггер, "Европейский нигилизм"

I Воскресные чтения

2015. gada 12. nov.

И правда - зачем?

Почти никогда не использую ЖЖ для текстов на злобу дня, но вчера меня забанили в философском сообществе после вот такой переписки с одним из модераторов сообщества. В ней удалены два комментария - один модератора, где он утверждает, что у меня хуй в башке и мой ответ, который сохранился в архиве Яндекса:

"Почему некоторые считают, что мат делает их интересными и оригинальными? Ведь за вычетом мата они все равно несут все ту же занудную пургу. Видимо в армии не служили, не умеете фильтровать базар. Те, кто прошел армию, обычно знают цену слов."
 

2015. gada 11. nov.

Глядя в телевизор/монитор 3

Начало

Человеческий мозг - вещь довольно капризная и своенравная. Если он отказывается работать, то никакие угрозы или уговоры не помогут. Нужно просто оставить его в покое, пока он сам не даст о себе знать. А я тем временем обращусь к телевизионным забавам. Увы, но если я решил его оставить в покое, то это еще не значит, что он сделает то же самое. Поэтому вот...

На днях вдруг подумал по поводу откоментенной открытки Чака Лорри: а ведь он сам навешивает на ньюйоркцев ярлыки.

2015. gada 6. nov.

В поисках научного мышления

С момента возникновения экономической науки и по сей день ключевым остается вопрос о степени ее научности. После мирового финансового кризиса 2008 года, оказавшемся для большинства экономистов полной неожиданностью, он актуализировался до отказа им в праве называться учеными. И это несмотря на то, что современные экономические исследования по своей форме мало чем уступают научным работам в квантовой физике. Сами экономисты постоянно подчеркивают разницу между экономическим научным мышлением и обыденным сознанием. В качестве примера часто приводят разницу в восприятии дефицитного финансирования экономистами и простыми обывателями. При этом любой, кто считает жизнь в долг неприемлемой, по умолчанию зачисляется в дилетанты. Но если непонимание рядовыми гражданами принципов работы реактивных двигателей никак не вредит ракетостроению, отсутствие обратной связи в экономической политике может полностью разрушить планы правительства, разработанные в соответствие с рекомендациями ученых-экономистов. Ниже я попробую изложить свое видение проблемы взаимоотношения экономического научного мышления с обыденным сознанием.

2015. gada 3. nov.

Капитализм 3

Еще в 2009 году я написал небольшой пост с цитатами из "Этики протестантизма и дух капитализма" (1905г.) Макса Вебера, чтобы доказать ошибочность поисков причин мирового финансового кризиса 2008 года в "природе капитализма". Другой не менее важной его задачей было разоблачение попыток жуликов всех мастей оправдать свои поступки все той же "природой капитализма". Сегодня в свете разразившегося скандала вокруг Фольксваген и непрекращающихся скандалов вокруг крупнейших банков по обе стороны Атлантики, эта тема снова приобрела актуальность.

2015. gada 30. okt.

Неофеодальный образ мышления

После "Принципов экономической науки" А.Маршалла и "Экономикс" Макконелла и Брю я решил заглянуть в учебник для неэкономистов Пола Хейне, изданный на русском языке в 1991 году, - "Экономический образ мышления". Несмотря на то, что книга рассчитана на тех, кто изучает основы Экономикс для общего развития, написана она интересно и убедительно. И в этом кроется ее огромное значение для понимания сегодняшней социально-экономической действительности, которая сформировалась под воздействием изложенных в ней идей.
"Мнение людей, их духовная позиция являются для ориентации экономической политики намного важнее, чем сами экономические факты."
                Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики"

2015. gada 23. okt.

Типичное начало новой эры... (продолжение)

Начало

    Одной из причин банкротства банков и сберегательных учреждений в 80-е годы была названа высокая ставка банковского процента: "Когда правительство подняло потолок процентной ставки по вкладам в банках и сберегательных учреждениях, процент под воздействием конкуренции существенно возрос." И снова реальные причины остались за кадром. Почему правительство подняло потолок процентной ставки? Потому что он был ниже уровня инфляции. А почему инфляция была такой высокой? Потому что несколько десятилетий до этого в экономике господствовала кейнсианская политика стимулирования экономики. Однажды Кейнс сказал, что в длинном периоде мы все покойники. Через 30 лет после его смерти живым экономистам пришлось пожинать плоды кейнсианской экономической политики. Проблема в том, что начало и конец периодов у всех разные. Ответом на кризис стал тот самый неоклассический ренессанс и политика дерегулирования. Экономисты вернулись к "истокам", то есть идеям, дискредитированным после Великой депрессии.

2015. gada 22. okt.

Глядя в телевизор/монитор 2

 Последние полгода я смотрю за завтраком по одной серии какого-нибудь комедийного сериала. Сейчас это "Все любят Рэймонда". Сегодня в 12-ой серии 6-го сезона Фрэнк Беррон с Лонг-Айленда произнес фразу, очень близкую по смыслу цитате из "Энни Холл" в предыдущем посте.
А вы знаете, что я думаю о Калифорнии? Штат безмозглых придурков, хиппи и заумных пердунов. Да лучше с обрыва в пропасть, чем туда.

Продолжение
 

2015. gada 19. okt.

Глядя в телевизор/монитор

В воскресенье я решил дать мозгам передышку и целый день просто "veg out in front of TV" ("Красотка") за просмотром новых серий любимых сериалов. Но, видимо по инерции, маленькие серые клеточки упорно продолжали анализировать увиденное и искать в ситкомах глубокий смысл. Так как полноценного отдыха все равно не получилось, то попробую хотя бы поделиться тем, что пришло на ум.

Четвертая серия "Теории большого взрыва"
    В ней мне больше всего понравилась открытка Чака Лорри о бирках, которые мы навешиваем на людей, и его попытке заглянуть под них. а также о реакции окружающих на такие попытки: "This may cause total strangers to react fearfully, or, in New York City, say, "What the hell are you lookin' at, ya frigging freak?!" Сразу пришли на память слова ньюйоркца Вуди Аллена о том, что в Лос-Анджелесе единственный показатель культуры - правильно проехать на красный свет.
Похоже, что за последние 40 лет отношения между обитателями восточного и западного побережья ничуть не изменились. "О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда" (Киплинг).


2015. gada 12. okt.

Типичное начало новой эры...

Пару недель назад я рассказывал об открытии, сделанном мною при чтении "Принципов экономической науки" Альфреда Маршалла. Оказалось, что его взгляды на экономическую науку сильно отличались от современной трактовки Экономикс. Чтобы окончательно в этом убедиться, я открыл первый учебник Экономикс, изданный на русском языке в 1992 году, - 11-ое издание Макконела и Брю. И тут меня ждало еще одно открытие - довольно подробное изложение истории дерегулирования американской банковской системы, начавшегося в 80-е годы прошлого века. Этой теме была посвящена львиная доля документального фильма Чарльза Фергюсона "Inside job", награжденного Оскаром в 2011 году. То есть еще в 1992 году я мог ознакомится с промежуточными итогами экономической политики, результатом которой стал мировой финансовый кризис 2008 года. Уже тогда стремительные метаморфозы финансового сектора вызывали у авторов учебника тревогу, сильно заретушированную под влиянием господствовавшего в экономической науке неоклассического ренессанса.

2015. gada 6. okt.

Четвертый вопрос

  Сегодня у меня созрел еще один вопрос в дополнение к трем предыдущим по поводу кризиса с беженцами.

Могут ли получиться законопослушные граждане Европейского Союза из людей, которые в нем оказались только благодаря тому, что наплевали на законы и правила этого Союза?
 

2015. gada 25. sept.

Занимательная история экономических учений

Попробуйте угадать автора приведенных ниже цитат.

«Но и нравственные мотивы также входят в состав тех сил, какие экономист должен учитывать. Предпринимались, правда, попытки сконструировать некую абстрактную науку о действиях "экономического человека", свободного от всяких нравственных принципов, расчетливо и энергично, но вместе с тем методически и эгоистично наживающего деньги. Однако эти попытки успеха не имели, да и осуществлялись они весьма несовершенно.

Ради упрощения аргументации Рикардо и его последователи часто рассматривали человека в качестве постоянной величины и никогда не давали себе труда изучить возможные вариации. Люди, которых они знали самым тесным образом, были жителями больших городов, и они иногда настолько небрежно излагали свои мысли, как если бы подразумевали, что другие англичане были в очень большой степени подобны тем, которых они знали в больших городах.

2015. gada 22. sept.

Ричард Олдингтон, "Смерть героя"

Этот роман я прочитал еще подростком.

«... в четырнадцатом году у Элизабет случилась задержка, и она решила, что беременна. Ух, что тут поднялось! Элизабет совершенно потеряла голову. Фрейд и Хэвлок Эллис тотчас полетели ко всем чертям. Тут уж не до разговоров о "свободе"! Если у нее будет ребенок, отец перестанет давать ей деньги, знакомые перестанут ей кланяться, ее уже не пригласят обедать у леди Сент-Лоуренс, она... Словом, она вцепилась в Джорджа и мигом положила его на обе лопатки. Она заставила его раскошелиться на специальное разрешение, и они сочетались гражданским браком в присутствии родителей Элизабет, - те и опомниться не успели, сбитые с толку ее неожиданным замужеством.

После свадьбы Элизабет вновь вздохнула свободно и стала вести себя более или менее по-человечески. Тут только она догадалась посоветоваться с врачом; он нашел у нее какую-то незначительную женскую болезнь, посоветовал месяц-другой "избегать сношений" и расхохотался, услышав, что она считает себя беременной. Джордж и Элизабет сняли квартирку в Челси, и через три месяца Элизабет снова стала весьма просвещенной особой и ярой поборницей "свободы".

2015. gada 14. sept.

О ненормальности нормального

"Но нельзя же понятие нормальности формулировать так, что ни один человек, действительно существующий и возможный среди данных ограниченных природных условий, не мог быть назван нормальным."   
           Э.Гуссерль, "Логические исследования"

Давным-давно одна моя знакомая собиралась в Японию. Там она планировала прикупить японской электроники, так как, по ее расчетам, в стране-производителе она должна быть дешевле. Я посоветовал на это не рассчитывать. Уровень жизни в стране восходящего солнца был высокий, значит и товары там должны быть не дешевыми. Знакомая отнеслась к моему совету скептично на том основании, что сам я там не бывал, поэтому не мне судить о местных порядках. Было это очень давно и знакомая была совсем юной.

Читая сегодня рассуждения некоторых бывших советских граждан, перебравшихся на пмж в Европу или США, складывается впечатление, что новое место обитания каким-то волшебным образом превратило их в жрецов или жриц, общающихся с богами и открывающих нам секреты мироздания. Недавно прочитал на портале радио Свобода откровения одной такой екатеринбургской жрицы из Сиэтла о природе русских героев. Если изложить ее мысль в двух словах, то все они психопаты, гоняющиеся за недостижимыми идеалами. Им противопоставляется нормальный западный обыватель, не склонный к эксцессам. Мораль сей басни проста и незамысловата: не надо истерить, нужно спокойно заниматься своим делом и не высовываться. И тут вдруг понимаешь, что эта мысль ничем не отличается от точки зрения официальной российской пропаганды по поводу тунеядцев и неудачников, раскачивающих от зависти и злобы галеру.

2015. gada 11. sept.

Иисус и фарисеи

"кто из вас без греха, первый брось на нее камень"
Св. Евангелие от Иоанна 8:7
"Я ушел от закона, но так и не дошел до любви."
"Аквариум"
"Говорят: «бытие» наиболее общее и наиболее пустое понятие. Как таковое оно не поддается никакой попытке дефиниции. Это наиболее общее, а потому неопределимое понятие и не нуждается ни в какой дефиниции. Каждый употребляет его постоянно и уж конечно понимает, что всякий раз под ним разумеет."
М.Хайдеггер,"Бытие и время"

Как и в случае с "бытием" мы употребляем цитату из Евангелия постоянно и уж конечно понимаем, что всякий раз под ней разумеем. Мы усваиваем ее еще в раннем детстве вместе с "мама мыла раму", чтобы дальше над ней никогда не задумываться. В школьные годы она всплывает в "Горе от ума" в виде реплики Чацкого "А судьи кто?". В те же школьные годы мы знакомимся с рассуждениями Ивана Карамазова об одной слезинке ребенка, которой нет никакого прощения. Вместо "женщины, взятой в прелюбодеянии," герой Достоевского приводит целую толпу садистов-извращенцев, после рассказов о преступлениях которых даже кроткий Алексей Карамазов восклицает "Расстрелять!". И мы не испытываем когнитивного диссонанса между предложением бросить первым камень и слезинкой ребенка, цитируя при случае то Евангелие, то "Горе от ума", то "Братьев Карамазовых".

2015. gada 8. sept.

Три вопроса

Я не люблю комментировать текущие события, так как обычно они представляют из себя деревья, за которыми скрывается лес. И в этот раз речь пойдет не о самом кризисе с "беженцами", а о его интерпретации.

Во-первых, во всех средствах массовой информации речь идет именно о кризисе с "беженцами". Но страдания сирийского народа начались не вчера. Почему только в последние дни вспыхнул благодатный огонь сострадания в сердцах европейских политиков? Точнее будет сказать не "почему", а "для чего". Для того, чтобы за призывами к милосердию и пониманию скрыть провал европейской политики безопасности. Группа численностью в несколько тысяч человек прорвала европейскую границу и направилась в сторону Германии. О сострадании можно было говорить, когда эти люди были за пределами Европейского Союза. А теперь это напоминает попытку доказать, что отобранный у вас в темной подворотне двумя бугаями кошелек был добровольно пожертвован малоимущим. Поэтому хотелось бы от европейских политиков услышать ответ на вопрос: почему группы иностранных граждан беспрепятственно проникают на территорию ЕС? А вопрос о том, кто эти люди и чего заслуживают, рассматривать отдельно.

Во-вторых, в данной ситуации вопрос стоит не столько о судьбе конкретных людей, нелегально проникших на территорию ЕС, сколько о сигнале, посланном миллионам их соотечественников. Нынешний кризис сам является всего лишь последствием нерешительности властей ЕС в решении проблемы беженцев в последние полтора года.

В-третьих, нетрудно догадаться, что сложившаяся ситуация приведет к укреплению позиций праворадикальных европейских партий, поддерживаемых Кремлем. В данном контексте тот факт, что "прорыв" был осуществлен на венгерской границе, может указывать на заранее спланированную провокацию.

И напоследок. Полгода назад я писал: "А пока ребята испытывают чувство глубокого удовлетворения от своей супергениальности, к европейским берегам все чаще пристают суденышки с африканскими "беженцами", боевики ИГ на противоположном берегу Средиземноморья под камеру отрезают головы десяткам христиан, а по степям Украины бороздят российские танки." Речь шла о западной финансовой элите. Если ребята с Уолл-стрит и Сити не перестанут смотреть на окружающий их мир через призму EBIDTA, CDO и прочей дряни , если они продолжат кроить политический ландшафт под свои нужды, в ближайшее время их ждет большой сюрприз. И намного быстрее, чем даже я мог предположить.


2015. gada 29. aug.

Короткие невстречи. Эпизод IV

Эпизод I
Эпизод II
Эпизод III

В 2009-м году в Риге отмечали столетие Исайи Берлина. Мероприятий было запланировано на шесть дней, с участием президента Вайры Вите-Фрейберги и большого количества иностранных гостей. Я не мог пропустить такую возможность пообщаться с местными интеллектуалами, обычно собиравшимися на подобных тусовках. Но задача была не из простых. Последние два года я покорял свой Южный полюс и только три месяца назад достиг желаемого результата. Теперь меня ждал долгий путь назад. А пока мои коммуникативные способности не сильно отличались от ужимок героя Туртурры в "Защите Лужина" или Шелдона Купера в "Теории большого взрыва". Но с чего-то нужно было начинать. Во время кофе-брейков я старался пообщаться с теми, кого уже знал по статьям или телевизионным передачам. Мне отвечали вежливо, но сдержанно, с долей снисходительности. Это особенно раздражало, так как мои намерения никак не вязались с их ощущением интеллектуального превосходства. Мне просто был нужен круг общения на латышском языке, соответствующий моему уровню. Единственный, с кем мне удалось поговорить на равных, был политолог Юрий Розенвальд.

2015. gada 20. aug.

Национальные особенности киногероев

В стародавние времена, когда Михаил Задорнов еще не превратился в тыкву, он сравнивал героев русских и европейских сказок. Попробуем, следуя его примеру, сравнить героев русской литературы с героями латвийских фильмов.
    В недавно просмотренной встрече Алексея Баталова со зрителями в 1989-м году прозвучала довольно интересная мысль о фильме "Дама с собачкой": все сочувствуют главным героям, но никому не хотелось бы их иметь в качестве мужа или жены. Великий советский актер обратил внимание на то, что в русской литературе часто сочувствие вызывают герои с, мягко говоря, подмоченной репутацией. В качестве еще одного примера был упомянут Радион Раскольников. Я бы в этот список обязательно добавил Анну Каренину.

2015. gada 11. aug.

Велодорожки Бухенвальда

    На днях смотрел лондонскую дискуссию между Владимиром Ашурковым и Максимом Кацем с Антониной Самсоновой в качестве модератора. Желание послушать Ашуркова оказалось сильнее чувства отвращения к Самсоновой, возникшего еще во времена ее эфиров на Эхе. Но мне и не такое приходилось терпеть. Я даже выдержал Ксению Собчак ради возможности послушать Алексея Навального. Правда, лично для меня беседа с Самсоновой или Собчак не сильно отличается от посещения некоторыми российскими либералами центральных телевизионных каналов, где их имеют в качестве мальчиков для битья.

2015. gada 7. aug.

"Фрайбургская школа" - сборник статей в PDF

    "То, что она (книга) должна сообщить, заключается в одной единственной мысли. И тем не менее, несмотря на все усилия, я не мог найти для ее изложения более короткого пути, чем вся эта книга"
            А.Шопегауэр,"Мир как воля и представление"
    Фрайбургская экономическая школа была создана Вальтером Ойкеном в 30-е годы прошлого века. Но данный сборник статей не является пособием по истории экономических учений. Потому что Фрайбургская школа так и не стала частью современной экономической науки. Как раз поэтому экономическая наука переживает сегодня тяжелейший кризис со времен Великой депрессии. Проблема восприятия идей Фрайбургской школы или ордолиберализма заключается в принципиально ином мировоззрении, лежащем в ее основе. Выражаясь языком программистов, для ее инсталляции потребуется абсолютно новая операционная система. На мировоззренческую основу современной экономической науки Фрайбургскую школу инсталлировать не удастся. Для осознания этой проблемы мне потребовалось 20 лет. Цель этого сборника статей - дать возможность молодым экономистам понять революционную суть ордолиберализма в более короткие сроки.

PDF