2018. gada 28. marts
2018. gada 22. marts
2018. gada 17. marts
1997
Отцы-основатели создали правительство для обеспечения права на жизнь, свободу, стремление к счастью. Сейчас вместо жизни у нас работа, а порой и две. Вместо свободы - тяжкие долги. А счастье? Все трудятся, мужья и жены, по 10 - 12 часов, по выходным. А в результате мы имеем все меньше. Меньше дохода, меньше благ, меньше времени на детей. Американская мечта была в том, что новое поколение будет жить лучше предыдущего. Живете ли вы лучше своих родителей? Будут ли лучше жить ваши дети? Мы убеждены, что наше правительство продалось международным корпорациям, высасывая кровь и жизнь из этой страны. А, судя по газетам, все, что оно делает, нормально. Вспомним незаконные взносы иностранных компаний на выборы, продажную внешнюю политику. Этим людям нет дела до нас. Им нет дела до американцев, их волнует только сумма в итоге.
"Закон и порядок", 8 сезон 5 серия
2018. gada 24. febr.
Похвала тупости
Вряд ли найдется человек в возрасте 50+, не помнящий знаменитую реплику ныне уже покойного Михаила Задорнова «Ну тупые!». В сегодняшней России она превратилась в одну из коленовставательных мантр. А тогда, в конце 80-х она несла совсем другой смысл. В октябре прошлого года профессор Йельского университета Тимоти Снайдер во время презентации своей книги в Риге говорил о наивности американцев, что сразу вызвало ассоциации с задорновской шуткой. В серии статей «Isaiah Berlin Day in Riga» я попытался разобраться, что именно подразумевалось под «наивностью», о которой говорил профессор. Но в тот раз мною не был проведен сравнительный анализ снайдеровской «наивности» с задорновской «тупостью». Учитывая важность этого вопроса в условиях современной информационной войны, хочу еще раз вернуться к его обсуждению.
2018. gada 21. febr.
2018. gada 2. febr.
5 лет и 1 день
Сперва хотелось бы обратить внимание на пару нюансов, послуживших причиной моего многолетнего молчания. Первый – это опасение быть обвиненным в паранойе. Именно этот страх широко используют российские спецслужбы для обеспечения секретности своих спецопераций. Преследования и травля организуются таким образом, чтобы жертва не могла в этом признаться, не рискуя при этом прослыть как минимум психически неуравновешенной. Само признание в данной ситуации служит основанием для организации следующего раунда травли. Но репутация российских спецслужб, которую они себе заработали за последние годы, такова, что люди скорее поверят бреду параноика, чем в их невиновность. Они сами вырыли себе эту яму, наглядно продемонстрировав свою некомпетентность и недальновидность.
2018. gada 1. febr.
5 лет
Пять лет назад я вернулся из Минска в Ригу. Почему эта годовщина так важна для меня? Потому что пять лет назад я, истощенный и измученный болезнью, затравленный онлайн и офлайн. был уверен, что мне осталось жить несколько недель. В конце 2012 года тьма опустилась на города, страны и континенты. Но тьма сгущается перед рассветом. Затем была Революция Достоинства, война на Донбассе, победа Макрона и, наконец, принятый Конгрессом США закон, согласно которому к пятой годовщине моего возвращения обнародован «Кремлевский список».
Тут должны были появиться титры или эпитафия. Но так как я все еще жив, нам будет, о чем поговорить.
Он поступал как безумец, шел прямо, не сворачивая. Он был казнен.
И вот он жив, жив как никто из нас.
Тут должны были появиться титры или эпитафия. Но так как я все еще жив, нам будет, о чем поговорить.
2018. gada 14. janv.
Поворот
Скорее всего, однако, этот поворот, превращающий забывание бытия в хранение истины бытия, совершится только тогда, когда опасность, обратимая в своей потаенной сути, впервые наконец выйдет на свет в качестве опасности, какая она есть.
Недавно, перечитав доклад М. Хайдеггера «Вопрос о технике», я написал небольшую заметку с таким же названием. Сегодня в заглавии использовано название другого доклада того же автора. В моей заметке речь шла об опасности, порожденной неадекватностью социальных институтов современному уровню технического развития. Хайдеггер пишет об опасности как способе преодоления забывания бытия. Победа Трампа в 2016 году стала не только шоковой терапией для американского гражданского общества и спецслужб США. Она стала тем самым поворотом, о котором писал Хайдеггер в 1949 году. После приведенной выше цитаты он добавил: «Как и когда он совершится в нашей истории, не знает никто». Сегодня можно с уверенностью сказать, что он произошел в 2016 году путем избрания президентом США Дональда Трампа. Вдруг ярко высветилось чудовищное непонимание современными разработчиками сущности создаваемых ими технологий. Их творения превратились в руках злоумышленников в мощные орудия разрушения. Какой смысл в том, что кто-то является автором и владельцем новой технологии, если абсолютно посторонние люди намного лучше понимают, как ее использовать. Порох изобрели китайцы, а цифры – арабы.
Мартин Хайдеггер, «Поворот»
Недавно, перечитав доклад М. Хайдеггера «Вопрос о технике», я написал небольшую заметку с таким же названием. Сегодня в заглавии использовано название другого доклада того же автора. В моей заметке речь шла об опасности, порожденной неадекватностью социальных институтов современному уровню технического развития. Хайдеггер пишет об опасности как способе преодоления забывания бытия. Победа Трампа в 2016 году стала не только шоковой терапией для американского гражданского общества и спецслужб США. Она стала тем самым поворотом, о котором писал Хайдеггер в 1949 году. После приведенной выше цитаты он добавил: «Как и когда он совершится в нашей истории, не знает никто». Сегодня можно с уверенностью сказать, что он произошел в 2016 году путем избрания президентом США Дональда Трампа. Вдруг ярко высветилось чудовищное непонимание современными разработчиками сущности создаваемых ими технологий. Их творения превратились в руках злоумышленников в мощные орудия разрушения. Какой смысл в том, что кто-то является автором и владельцем новой технологии, если абсолютно посторонние люди намного лучше понимают, как ее использовать. Порох изобрели китайцы, а цифры – арабы.
2018. gada 2. janv.
Еще одна мысль
Еще одна мысль, которая посетила меня в новогоднюю ночь.
В 2017 году широко обсуждалось сокращение рабочих мест в результате внедрения робототехники. В качестве одного из решений возникшей проблемы предлагается выплата всем без исключения базового дохода, обеспечивающего основные потребности человека. Противники идеи базового дохода заявляют, что такие выплаты будут плодить бездельников, не желающих работать. Но такие же бездельники существовали еще две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции. Правда, тогда свободное время им обеспечивали не роботы, а рабы. Бездельниками можно назвать и Сократа, и Платона, и Аристотеля. Они не производили что-либо для текущего потребления своих сограждан. Правда, вся европейская цивилизация, да и современный мир в целом построен на метафизических основах древнегреческой философии. Мартин Хайдеггер писал, что современный человек еще не научился думать. Но у большинства современных людей не было времени хорошенько задуматься. Отмена рабства резко сократила количество тех, кто может себе это позволить. Появление роботов может привести к возрождению философии как способа полноценной реализации человеческого потенциала. То есть речь идет не о лишении возможности выполнять монотонную работу, а о приобретении права заниматься тем, на что способен только человек. Трудно представить, какой рывок может совершить человеческая цивилизация, когда все ее представители используют свой потенциал.
В 2017 году широко обсуждалось сокращение рабочих мест в результате внедрения робототехники. В качестве одного из решений возникшей проблемы предлагается выплата всем без исключения базового дохода, обеспечивающего основные потребности человека. Противники идеи базового дохода заявляют, что такие выплаты будут плодить бездельников, не желающих работать. Но такие же бездельники существовали еще две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции. Правда, тогда свободное время им обеспечивали не роботы, а рабы. Бездельниками можно назвать и Сократа, и Платона, и Аристотеля. Они не производили что-либо для текущего потребления своих сограждан. Правда, вся европейская цивилизация, да и современный мир в целом построен на метафизических основах древнегреческой философии. Мартин Хайдеггер писал, что современный человек еще не научился думать. Но у большинства современных людей не было времени хорошенько задуматься. Отмена рабства резко сократила количество тех, кто может себе это позволить. Появление роботов может привести к возрождению философии как способа полноценной реализации человеческого потенциала. То есть речь идет не о лишении возможности выполнять монотонную работу, а о приобретении права заниматься тем, на что способен только человек. Трудно представить, какой рывок может совершить человеческая цивилизация, когда все ее представители используют свой потенциал.
2018. gada 1. janv.
Урок политической арифметики по-русски
Politiskas aritmētikas stundas
После бессонной новогодней ночи в мозгах приятная интеллектуальная гибкость образовалась. Или, может быть, это иллюзия гибкости из-за не выветрившихся алкогольных паров.
Позавчера я прослушал часть дебатов Милова с Чичваркиным на Дожде по поводу предвыборной программы Навального. Так как один из участников – известный российский предприниматель, попробую в качестве аргументации использовать примеры из своего делового опыта.
После бессонной новогодней ночи в мозгах приятная интеллектуальная гибкость образовалась. Или, может быть, это иллюзия гибкости из-за не выветрившихся алкогольных паров.
Позавчера я прослушал часть дебатов Милова с Чичваркиным на Дожде по поводу предвыборной программы Навального. Так как один из участников – известный российский предприниматель, попробую в качестве аргументации использовать примеры из своего делового опыта.
2017. gada 20. dec.
Isaiah Berlin Day in Riga (part four)
Part one
Part two
Part three
В этот раз я хотел бы поговорить о реалполитике. Тимоти Снайдер, рассказывая о Холокосте в странах Балтии, обратил внимание на один ранее неизвестный мне факт. Оказывается, наиболее рьяными антисемитами себя показали бывшие сталинские коллаборационисты. Они сумели уйти от ответственности за свои преступления, обвинив во всех грехах евреев. Этот факт имеет не только историческую ценность, но также хорошо объясняет особенности политических процессов в странах Балтии в постсоветский период. Бывшая советская номенклатура удачно встроилась в институты новой власти, снова распределив вину по национальному признаку. Поэтому, например, в Латвии до сих пор в парламенте и муниципальных органах власти можно встретить бывших секретарей парткомов, райкомов и т.п. Поэтому так и не была проведена люстрация, а вопрос об открытии архивов КГБ остается актуальным на третьем десятке лет независимости. Поэтому так часто совпадают позиции латвийских националистов и прокремлевских политических сил. И даже их противостояние часто выглядит как хорошо срежиссированный спектакль для отвлечения внимания от реальных проблем.
Part two
Part three
В этот раз я хотел бы поговорить о реалполитике. Тимоти Снайдер, рассказывая о Холокосте в странах Балтии, обратил внимание на один ранее неизвестный мне факт. Оказывается, наиболее рьяными антисемитами себя показали бывшие сталинские коллаборационисты. Они сумели уйти от ответственности за свои преступления, обвинив во всех грехах евреев. Этот факт имеет не только историческую ценность, но также хорошо объясняет особенности политических процессов в странах Балтии в постсоветский период. Бывшая советская номенклатура удачно встроилась в институты новой власти, снова распределив вину по национальному признаку. Поэтому, например, в Латвии до сих пор в парламенте и муниципальных органах власти можно встретить бывших секретарей парткомов, райкомов и т.п. Поэтому так и не была проведена люстрация, а вопрос об открытии архивов КГБ остается актуальным на третьем десятке лет независимости. Поэтому так часто совпадают позиции латвийских националистов и прокремлевских политических сил. И даже их противостояние часто выглядит как хорошо срежиссированный спектакль для отвлечения внимания от реальных проблем.
2017. gada 18. dec.
Вопрос о технике
Диспропорции между громадными достижениями естественных наук и техники, с одной стороны, и недостаточным порядком, с другой стороны, должны быть преодолены. В этом состоит большая задача для человеческого ума, к решению которой, однако, до сих пор еще не приступили. Более того, эта задача еще не стала очевидной для всех.
Вчера закончил перечитывать «Вопрос о технике», выступление Мартина Хайдеггера в Мюнхенском высшем техническом училище в 1953 году. В последнее время я перечитываю работы Хайдеггера из сборника «Время и бытие» и эта шла следом за недавно прочитанным «Письмом о гуманизме».
Именно сейчас, в конце 2017 года вопрос о технике стал актуален как никогда. Я недавно записал в качестве одной из тем для серии статей о IX Дне Исайи Берлина в Риге: «Фейсбук – дыра в другое измерение». То, что произошло в 2016 году в США, напоминает фантастические сюжеты, где чокнутый профессор изобретает прибор, образующий дыру в другое измерение, через которую на Землю попадают чудовища и пожирают всех ее обитателей. Реальность отличается от вымысла только тем, что настоящие профессора не выглядят сумасшедшими. И это должно нас пугать еще больше. Кроме того, профессора стали владельцами многомиллиардных корпораций и руководствуются теперь в своих решениях соображениями экономической эффективности и перспективами увеличения прибыли. С такими приоритетами монстры из другого измерения будут на последнем месте в текущей повестке дня.
Вальтер Ойкен, «Основные принципы экономической политики»
Вчера закончил перечитывать «Вопрос о технике», выступление Мартина Хайдеггера в Мюнхенском высшем техническом училище в 1953 году. В последнее время я перечитываю работы Хайдеггера из сборника «Время и бытие» и эта шла следом за недавно прочитанным «Письмом о гуманизме».
Именно сейчас, в конце 2017 года вопрос о технике стал актуален как никогда. Я недавно записал в качестве одной из тем для серии статей о IX Дне Исайи Берлина в Риге: «Фейсбук – дыра в другое измерение». То, что произошло в 2016 году в США, напоминает фантастические сюжеты, где чокнутый профессор изобретает прибор, образующий дыру в другое измерение, через которую на Землю попадают чудовища и пожирают всех ее обитателей. Реальность отличается от вымысла только тем, что настоящие профессора не выглядят сумасшедшими. И это должно нас пугать еще больше. Кроме того, профессора стали владельцами многомиллиардных корпораций и руководствуются теперь в своих решениях соображениями экономической эффективности и перспективами увеличения прибыли. С такими приоритетами монстры из другого измерения будут на последнем месте в текущей повестке дня.
2017. gada 17. dec.
"Советский пациент", сборник статей, дополненный
Почти два года назад я подготовил сборник статей, написанных с декабря 2013 по июнь 2015 года и посвященных советским фильмам, снятым в 1962-82 годах. С тех пор у меня появилось еще несколько статей, дополняющих 1965, 1966 и 1979 годы, а также расширяющих период до 1960 года. Если кликнуть по коллажу, откроется сборник с новыми дополнениями.
2017. gada 12. dec.
Гранин 3
В документальном фильме «Листопад», посвященном 90-летию Даниила Гранина и упомянутом мною в «Гранин 2», писатель обратил внимание на одну особенность человеческого поведения, которую я хотел бы рассмотреть поподробней. Люди, проявлявшие чудеса отваги на войне, вернувшись в мирную жизнь, становились осторожными и нерешительными. Почему те, кто привык ежедневно смотреть смерти в лицо, так боялись поднять глаза и посмотреть на окружавшую их несправедливость? Разве смерть – не самое страшное, что может грозить человеку? Судя по количеству самоубийств, есть вещи пострашнее. Человеку легче вместе с другими пожертвовать своей жизнью ради освященных обществом целей, чем стать всеми презираемым парией, изгоем. Именно так поставлен вопрос в повести Василя Быкова «Сотников» и фильме Алексея Германа «Проверка на дорогах». Герои – это всегда люди, для которых общественное признание дороже собственной жизни. Тех, кто боялся во время войны прослыть трусом и предателем, в мирное время легко запугать клеймом «враг народа», «антисоветчик», «тунеядец» и т.п.
2017. gada 15. nov.
1979 (2) (продолжение)
Начало
Почти четыре года назад я писал о «Гамлете» Козинцева: “Гамлет - герой шестидесятых, поднятые в пьесе вопросы - вопросы «шестидесятников»". То же самое можно сказать о «Нескольких днях из жизни Обломова» Никиты Михалкова. Обломов – герой семидесятых. СССР, обдолбанный хлынувшими в результате мирового энергетического кризиса нефтедолларами, превратился в Обломовку. Начинающие впадать в маразм партийные лидеры продолжали бормотать с трибун про «сиськи-масиськи», в то время как трудящиеся в состоянии глубокого удовлетворения доставлялись работниками правоохранительных органов в местные вытрезвители. Там же оказались и штольцы-«шестидесятники», утратившие надежду построить светлое будущее, ибо вот оно, уже наступило – эпоха развитого социализма. Тут вдруг Обломов вообразил себя владыкой морским и пожелал иметь золотую рыбку на посылках, для чего ввел в Афганистан ограниченный контингент. С тех пор история стала развиваться по сюжетным канонам другого литературного произведения.
Почти четыре года назад я писал о «Гамлете» Козинцева: “Гамлет - герой шестидесятых, поднятые в пьесе вопросы - вопросы «шестидесятников»". То же самое можно сказать о «Нескольких днях из жизни Обломова» Никиты Михалкова. Обломов – герой семидесятых. СССР, обдолбанный хлынувшими в результате мирового энергетического кризиса нефтедолларами, превратился в Обломовку. Начинающие впадать в маразм партийные лидеры продолжали бормотать с трибун про «сиськи-масиськи», в то время как трудящиеся в состоянии глубокого удовлетворения доставлялись работниками правоохранительных органов в местные вытрезвители. Там же оказались и штольцы-«шестидесятники», утратившие надежду построить светлое будущее, ибо вот оно, уже наступило – эпоха развитого социализма. Тут вдруг Обломов вообразил себя владыкой морским и пожелал иметь золотую рыбку на посылках, для чего ввел в Афганистан ограниченный контингент. С тех пор история стала развиваться по сюжетным канонам другого литературного произведения.
2017. gada 13. nov.
2017. gada 11. nov.
1979 (2)
Два с половиной года назад я написал текст под названием «1979», посвященный снятым в тот год советским фильмам. С тех пор у меня набрался еще один список картин с той же датой выпуска. Хороший повод оглянуться назад и присмотреться к кинообразам, отразившим приметы ушедшей эпохи. Ведь даже искаженное отражение дает пищу для размышлений, так как способ искажения и его продукт тоже могут о многом рассказать.
Начнем с телевизионного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». События экранизированного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» разворачиваются в послевоенной Москве. Кажется, в нем нет ничего такого, что могло бы рассказать нам об СССР конца семидесятых. На самом деле имена исполнителей главных ролей уже о многом говорят. Роль Жеглова, которому в романе 25 лет, исполняет сорокалетний Высоцкий. Вместо зарвавшегося молодого следователя мы видим умудренного опытом оперативника с харизмой мегапопулярного барда. Шарапов-Конкин-Корчагин на его фоне выглядит вчерашним школьником, лепечущим о каких-то вычитанных в книжках принципах. Глядя на него, кажется, что он воевал именно на той войне, какой ее показывали в советских фильмах. Невозможно поверить, что этот жизнерадостный щенок смотрел смерти в лицо и терял своих товарищей. Только в последнем эпизоде можно говорить об игре на равных. В целом же идея фильма благодаря исполнителям главных ролей смещается в противоположную сторону. Торжествует правда Жеглова: «милосердие – поповское слово».
Начнем с телевизионного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». События экранизированного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» разворачиваются в послевоенной Москве. Кажется, в нем нет ничего такого, что могло бы рассказать нам об СССР конца семидесятых. На самом деле имена исполнителей главных ролей уже о многом говорят. Роль Жеглова, которому в романе 25 лет, исполняет сорокалетний Высоцкий. Вместо зарвавшегося молодого следователя мы видим умудренного опытом оперативника с харизмой мегапопулярного барда. Шарапов-Конкин-Корчагин на его фоне выглядит вчерашним школьником, лепечущим о каких-то вычитанных в книжках принципах. Глядя на него, кажется, что он воевал именно на той войне, какой ее показывали в советских фильмах. Невозможно поверить, что этот жизнерадостный щенок смотрел смерти в лицо и терял своих товарищей. Только в последнем эпизоде можно говорить об игре на равных. В целом же идея фильма благодаря исполнителям главных ролей смещается в противоположную сторону. Торжествует правда Жеглова: «милосердие – поповское слово».
2017. gada 5. nov.
Мартин Лютер, Генрих VIII и Томас Мор
31 октября отмечали 500-летие начала Реформации. Еще в 90-е годы я прочитал «Этику протестантизма и дух капитализма» Макса Вебера и «О рабстве воли» Мартина Лютера. Два года назад сам написал статью «Мартин Лютер и Рене Декарт», где изложил свое понимание революционной сущности Реформации. Но ни теологические, ни метафизические, ни социологические аспекты учения Лютера не могли мне объяснить один факт его биографии:
В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора.
В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора.
2017. gada 4. nov.
Isaiah Berlin Day in Riga (part three)
Part one
Part two
Есть еще пара идей Тимоти Снайдера, которые я хотел бы использовать в своем анализе текущего момента истории.
В лекции 2014 года, описывая «прикладной постмодернизм», профессор в качестве одного из его проявлений назвал превращение политики в маркетинг. Были приведены примеры использования маркетинговых ходов в современной пропаганде с целью манипуляции общественным сознанием. Но пропаганда - не единственная область политической деятельности, где успешно применяются техники маркетинга.
Part two
Есть еще пара идей Тимоти Снайдера, которые я хотел бы использовать в своем анализе текущего момента истории.
В лекции 2014 года, описывая «прикладной постмодернизм», профессор в качестве одного из его проявлений назвал превращение политики в маркетинг. Были приведены примеры использования маркетинговых ходов в современной пропаганде с целью манипуляции общественным сознанием. Но пропаганда - не единственная область политической деятельности, где успешно применяются техники маркетинга.
2017. gada 27. okt.
Isaiah Berlin Day in Riga (part two)
Part one
Перед тем, как отправиться на встречу с Тимоти Снайдером, я посмотрел его лекцию «Украина: от пропаганды к реальности», прочитанную им в ноябре 2014 года. Оказалось, что мои впечатления от круглого стола «Пропаганда. Инструменты и задачи» почти полностью совпадают с точкой зрения профессора.
Так, например, он также обратил внимание на попытки кремлевских пропагандистов организовывать под видом дискуссий балаганы с обсуждением фантастических версий произошедшего, тем самым пытаясь дискредитировать саму идею возможности какой-либо достоверности. По мнению профессора, принятие постмодернизма ведет к стратегическому релятивизму, который, в свою очередь, ведет к поражению в информационной войне. События 2014 года можно описать довольно просто: авторитарное государство напало на демократическое государство с целью уничтожения европейского порядка. Неспособность увидеть за деревьями леса как раз и является признаком подверженности кремлевской пропаганде.
Перед тем, как отправиться на встречу с Тимоти Снайдером, я посмотрел его лекцию «Украина: от пропаганды к реальности», прочитанную им в ноябре 2014 года. Оказалось, что мои впечатления от круглого стола «Пропаганда. Инструменты и задачи» почти полностью совпадают с точкой зрения профессора.
Так, например, он также обратил внимание на попытки кремлевских пропагандистов организовывать под видом дискуссий балаганы с обсуждением фантастических версий произошедшего, тем самым пытаясь дискредитировать саму идею возможности какой-либо достоверности. По мнению профессора, принятие постмодернизма ведет к стратегическому релятивизму, который, в свою очередь, ведет к поражению в информационной войне. События 2014 года можно описать довольно просто: авторитарное государство напало на демократическое государство с целью уничтожения европейского порядка. Неспособность увидеть за деревьями леса как раз и является признаком подверженности кремлевской пропаганде.
Abonēt:
Komentāri (Atom)









