Из видеозаписей 15-ой Ялтинской конференции в Киеве особый интерес у меня вызвала вступительная речь Бернара-Анри Леви "Кто убил госпожу Правду?" перед панельной дискуссией "Вмешательство в выборы и дезинформация - будущее демократии в Украине и на Западе". Даже не столько то, что он сказал, сколько сам факт участия философа в обсуждении этого вопроса. И хотя он не принимал участие в самой дискуссии, его речь определила дискурс, в котором она проходила. Проблема уже не сводилась к простому поиску способов выявления недостоверной информации, а воспринималась как кризис европейского образа мышления, причины которого нужно искать в истории философии. Именно об этом я писал в своем эссе "Истина и реальность в информационной войне" три года назад.
2018. gada 23. sept.
2018. gada 14. sept.
Ордолиберал Элизабет Уоррен
Только сейчас заметил, что выступление сенатора Элизабет Уоррен, ссылку на которое я недавно разместил в Фейсбуке, было записано в мае 2015 года. В нем я также нашел хорошо знакомые мне идеи.
Первая идея, являющаяся краеугольным принципом немецкого ордолиберализма - это отказ от противопоставления правил рынку.
"Правила не являются врагом рынков, они являются необходимым ингредиентом для здоровых рынков."
Первая идея, являющаяся краеугольным принципом немецкого ордолиберализма - это отказ от противопоставления правил рынку.
"Правила не являются врагом рынков, они являются необходимым ингредиентом для здоровых рынков."
2018. gada 11. sept.
Демократия и объективная реальность
Несколько раз просмотрел видео на Ютюб-канале сенатора Берни Сандерса под названием "Путь к аторитаризму: историк Тимоти Снайдер". Причина такого пристального внимания - пара идей из моих недавних публикаций, озвученная профессором Йельского университета.
Первая идея:
"Институты хорошая вещь, но не имеет смысла доверять институтам. Институт брака не делает мужа и жену прекрасными людьми. Институты существуют только когда люди их уважают, верят в них и стараются им помочь. Институт сдержек и противовесов работает не как машина, а как брак, он работает потому, что люди пытаются заставить его работать."
А вот цитата из моего поста, написанного на следующий день после выступления Тимоти Снайдера в Риге:
"... институт выборщиков, который был разработан как раз для предотвращения прихода к власти такого как Дональд Трамп, оказался абсолютно бесполезен в ситуации, когда для самих выборщиков нормы христианской морали уже не являются безусловными."
Профессор в качестве гарантии действенности государственных институтов использовал не христианскую веру, а веру в сами институты и в зависимость их эффективности от наших поступков.
Первая идея:
"Институты хорошая вещь, но не имеет смысла доверять институтам. Институт брака не делает мужа и жену прекрасными людьми. Институты существуют только когда люди их уважают, верят в них и стараются им помочь. Институт сдержек и противовесов работает не как машина, а как брак, он работает потому, что люди пытаются заставить его работать."
А вот цитата из моего поста, написанного на следующий день после выступления Тимоти Снайдера в Риге:
"... институт выборщиков, который был разработан как раз для предотвращения прихода к власти такого как Дональд Трамп, оказался абсолютно бесполезен в ситуации, когда для самих выборщиков нормы христианской морали уже не являются безусловными."
Профессор в качестве гарантии действенности государственных институтов использовал не христианскую веру, а веру в сами институты и в зависимость их эффективности от наших поступков.
2018. gada 16. aug.
Владимир Николаевич Войнович
В мае я оставил комментарий под ссылкой на странице Владимира Николаевича Войновича:
Отношение к людям, участвующим в политическом протесте, как избранной касте харизматичных лидеров мне кажется ошибочным и вредным. Таким образом нормальное неприятие обычным человеком всей той мерзости, что творится сегодня в России, превращается в проявление каких-то сверхчеловеческих свойств. При таком раскладе намного легче успокоить свою совесть, оправдывая свою пассивность отсутствием этих суперспособностей. Ведь никто не испытывает стыда из-за того, что не может написать симфонию не хуже Бетховена или пейзаж не хуже Айвазовского. Но если проявление обычной порядочности превращается в подвиг супергероя, то какое будущее уготовано тем, кто его не готов совершить? https://sveshinieks.blogspot.com/2015/09/blog-post_14.html
28 июня Владимир Николаевич закончил свое выступление на "Дилетантских чтениях" в Санкт-Петербурге словами:
"Чонкин - естественный человек в неестественных обстоятельствах."
Отношение к людям, участвующим в политическом протесте, как избранной касте харизматичных лидеров мне кажется ошибочным и вредным. Таким образом нормальное неприятие обычным человеком всей той мерзости, что творится сегодня в России, превращается в проявление каких-то сверхчеловеческих свойств. При таком раскладе намного легче успокоить свою совесть, оправдывая свою пассивность отсутствием этих суперспособностей. Ведь никто не испытывает стыда из-за того, что не может написать симфонию не хуже Бетховена или пейзаж не хуже Айвазовского. Но если проявление обычной порядочности превращается в подвиг супергероя, то какое будущее уготовано тем, кто его не готов совершить? https://sveshinieks.blogspot.com/2015/09/blog-post_14.html
28 июня Владимир Николаевич закончил свое выступление на "Дилетантских чтениях" в Санкт-Петербурге словами:
"Чонкин - естественный человек в неестественных обстоятельствах."
2018. gada 4. aug.
Это война
Соблюдение правил не ставит человека над законом. Спросите об этом швейцарских банкиров, присвоивших счета жертв Холокоста. Соблюдение правил не объясняет, почему хозяин банка оказался столь некомпетентен, столь близорук. Объяснение может быть только одно - мистер Редфорд умышленно не замечал очевидной криминальности сделок и русской мафии не нужно было отрезать ухо его дяди, чтобы подчинить. Достаточно было помахать перед ним пачкой комиссионных...
Эта страна всегда была для мира оплотом свободы и правосудия. Поэтому наши границы открыты. Но мы притягиваем не только хороших людей, но и преступников тоже. Мы верим, что закон защитит нас. Иногда этого мало. Нужно больше законов, меньше свободы? Или нужно потеснить Конституцию? Я понял - это не выход. Выход в том, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность за остальных. Никто из нас не имеет право закрывать глаза. Соблюдая законы, живя по нормам такого понятия как "гражданин" мы бережем общее благо. Своим умышленным неведением мистер Редфорд стимулировал расцвет преступности, убийство невинных людей. Он пустил в рост раковую опухоль. Его надо остановить. В этом суде. С вами.
Эта страна всегда была для мира оплотом свободы и правосудия. Поэтому наши границы открыты. Но мы притягиваем не только хороших людей, но и преступников тоже. Мы верим, что закон защитит нас. Иногда этого мало. Нужно больше законов, меньше свободы? Или нужно потеснить Конституцию? Я понял - это не выход. Выход в том, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность за остальных. Никто из нас не имеет право закрывать глаза. Соблюдая законы, живя по нормам такого понятия как "гражданин" мы бережем общее благо. Своим умышленным неведением мистер Редфорд стимулировал расцвет преступности, убийство невинных людей. Он пустил в рост раковую опухоль. Его надо остановить. В этом суде. С вами.
2018. gada 8. jūn.
Uļmanlaiku sindroms
Tikko klausījos Lolitas Čigānes viedokli par izglītības reformu, kuru veic Kārlis Šadurskis. Sarunas laikā tika pacelts jautājums par to, ka nākamajā Saeimā šo reformu neatbalstīšot. Man jau sen ir neizpratne par šo politiku rīcību. Šadurskis uzsacīs šo reformu jau tad, kad Vienotības reitings bija ļoti zems un varēja nojaust, ka nākamajās vēlēšanās šai partijai neies tik spoži. Un līdz šādam stāvoklim partija nonākusi pateicoties arī Kārļa Šadurska darbībai vai neizdarībai. Tad kāpēc viņš ar Sīzifa neatlaidību mēģina īstenot to, ko nākamais sasaukums visdrīzāk atcels? Tāpēc, ka šī reforma dod iespēju nopelnīt tā saucamo politisko kapitālu. Jo vietējo politiku politiski mērķi ir nevis panākt pozitīvas pārmainās valsts pārvaldē, bet noturēties pie vāras.
2018. gada 7. jūn.
2018. gada 26. maijs
Pasaules mēroga vietējais notikums
Sakums
Turpinot vēstures konferencē noklausītā apspriešanu, gribētu pievērsties Andra Šnē esejai «Vara, ticība un identitāte: sociālās un politiskās pārmaiņas eiropeizācijas līkločos Latvijas teritorijā aizvēstures beigās un viduslaiku sākumā». Manu uzmanību piesaistīja vēsturnieka apgalvojums, ka Ikšķiles baznīcas uzbūve no sakuma esot bijis vietēja mēroga notikums un tikai pēc kāda laika ieguvis pasaules nozīmi. Pārtraukumā es izklāstīju esejas autoram savu viedokļi par šo jautājumu. Es uzskatu, ka katoļu priesteriem Ikšķiles baznīcas uzbūve bija no paša sakuma pasaules mēroga notikums un pat vairāk. Katoļu baznīcas uzdevums ir Dieva valstības uzbūve uz zemes un Ikšķiles baznīca bija tikai viens no kārtējiem soļiem šī uzdevuma ietvaros. Kā vietējo notikumu baznīcas uzbūvi uztvēra tikai vietēji iedzīvotāji, kuri nevarēja ieraudzīt šo notikumu Eiropas vēstures kontekstā.
Turpinot vēstures konferencē noklausītā apspriešanu, gribētu pievērsties Andra Šnē esejai «Vara, ticība un identitāte: sociālās un politiskās pārmaiņas eiropeizācijas līkločos Latvijas teritorijā aizvēstures beigās un viduslaiku sākumā». Manu uzmanību piesaistīja vēsturnieka apgalvojums, ka Ikšķiles baznīcas uzbūve no sakuma esot bijis vietēja mēroga notikums un tikai pēc kāda laika ieguvis pasaules nozīmi. Pārtraukumā es izklāstīju esejas autoram savu viedokļi par šo jautājumu. Es uzskatu, ka katoļu priesteriem Ikšķiles baznīcas uzbūve bija no paša sakuma pasaules mēroga notikums un pat vairāk. Katoļu baznīcas uzdevums ir Dieva valstības uzbūve uz zemes un Ikšķiles baznīca bija tikai viens no kārtējiem soļiem šī uzdevuma ietvaros. Kā vietējo notikumu baznīcas uzbūvi uztvēra tikai vietēji iedzīvotāji, kuri nevarēja ieraudzīt šo notikumu Eiropas vēstures kontekstā.
2018. gada 23. maijs
Дерегулирование финансового рынка США в 80-е годы
- Знаете, в чем проблема этой компании, мистер Грей? Вы боитесь запачкаться. И поэтому этой компании нужен человек, который может пачкаться. Тот, кого вы выпустите в мир и дадите зашибить хоть пару баксов в любом деле, что ему по плечу, как угодно и с кем угодно. Чтобы зашибать деньги, не обязательно иметь стильный костюм и хорошее образование. Вам нужен оборот, приманка. Вам нужна грязь. Я был рожден грязным. И с каждым днем я становлюсь все грязнее и грязнее.
"Такси", 3 сезон 19 серия
2018. gada 18. maijs
Latvijas valsts: abstrakcija vai objektīva realitāte?
11. maijā es apmeklēju konferenci Latvijas Nacionālajā Bibliotēkā «Varas Latvijā. No senlaikiem līdz valstij». Mani pārsteidza Egila Levita runa, jo viņš gandrīz pārstāstījis manu rakstu «Par liriķiem, fiziķiem, ārstiem un dzīves realitāti». Astoņas stundas vēlāk viņam iebilda pēdējā runātāja Agita Misāne, prezentējot savu eseju «Latviešu nacionālisms un Latvijas Republikas izveidošanās». Viņa atkārtoja Alvja Hermaņa viedokļi par manu rakstu «Cēloņsakarība politikā». Toreiz viņš teica, ka Latvija neesot nekāda abstrakcija. Latvija esot objektīva realitāte, kura pastāv neatkarīgi no mūsu apziņas. Noliksim šī jautājuma filozofisko pusi pie malas un izskatīsim tikai praktiskas sekas. Kā rīkosies cilvēks ar šādu priekštatu par Latvijas valsti?
Atbilde uz šo jautājumu nebūs ilgi jāmeklē, jo nesen tas pats Alvis Hermanis jau to izdarījis:
Atbilde uz šo jautājumu nebūs ilgi jāmeklē, jo nesen tas pats Alvis Hermanis jau to izdarījis:
2018. gada 13. maijs
"Молодой Годар"/"Le Redoutable" (2017)
- Кто подписал?! Я подписал? Да, я подписал.
Два года назад, посмотрев фильм «Игра в имитацию», я написал небольшую рецензию «Как правильно имитировать имитацию»:
Именно так сегодня снимаются биографические киноповести о гениях, признание к которым пришло не сразу. Мы видим косных, недальновидных чинуш, ставящих палки в колеса научно-технического прогресса, и не можем понять, как можно быть настолько тупым и не видеть очевидного. И вот это чувство мне не понравилось. Потому что большинство из нас испытывало бы к Тьюрингу те же чувства, что мы видим на лицах его непостредственных начальников.
У меня появилась идея, как отразить данный феномен в биографических фильмах, которые так популярны в последнее время. Нужно всего лишь снимать его с позиции не сегодняшнего дня, а современников героя фильма. Пусть фильм рассказывает о самоотверженной работе ведомства, в котором работал Тьюринг, но так, словно мы ничего не знаем о будущем. Кто в таком случае будет восприниматься героем повествования? Вот пусть о нем и идет речь.
«Тот самый Мюнхгаузен»
Два года назад, посмотрев фильм «Игра в имитацию», я написал небольшую рецензию «Как правильно имитировать имитацию»:
Именно так сегодня снимаются биографические киноповести о гениях, признание к которым пришло не сразу. Мы видим косных, недальновидных чинуш, ставящих палки в колеса научно-технического прогресса, и не можем понять, как можно быть настолько тупым и не видеть очевидного. И вот это чувство мне не понравилось. Потому что большинство из нас испытывало бы к Тьюрингу те же чувства, что мы видим на лицах его непостредственных начальников.
У меня появилась идея, как отразить данный феномен в биографических фильмах, которые так популярны в последнее время. Нужно всего лишь снимать его с позиции не сегодняшнего дня, а современников героя фильма. Пусть фильм рассказывает о самоотверженной работе ведомства, в котором работал Тьюринг, но так, словно мы ничего не знаем о будущем. Кто в таком случае будет восприниматься героем повествования? Вот пусть о нем и идет речь.
2018. gada 29. apr.
О противоречиях экономической науки
После кризиса 2008 года отношение к экономической науке сильно изменилось и не в лучшую сторону. Тем не менее, сама экономическая наука пока что продолжает двигаться по накатанной колее. Для экономического анализа используются старые шаблоны мышления, усвоенные еще в прошлом веке.
Так, например, сегодня по-прежнему увеличение доли работающих женщин считается положительным фактором, несмотря на то, что выход женщин на работу обусловлен не столько эмансипацией, сколько общим снижением семейных доходов. Мужчины уже не в состоянии самостоятельно обеспечить семью. В связи с этим борьба за равную оплату труда для мужчин и женщин выглядит по-другому. Ведь уравнение доходов может происходить как путем увеличения оплаты труда женщин, так и путем снижения оплаты труда мужчин. А это, в свою очередь, уменьшает возможность для женщин оставаться дома и заниматься воспитанием детей. То есть в этом случае работающие женщины противостоят не столько работающим мужчинам, сколько неработающим женщинам. Таким образом, воспитание детей косвенным образом признается общественно менее полезным трудом по сравнению с другими видами экономической деятельности. Речь в данном случае идет не об официальных заявлениях, а о сформировавшемся в западном обществе дискурсе.
Так, например, сегодня по-прежнему увеличение доли работающих женщин считается положительным фактором, несмотря на то, что выход женщин на работу обусловлен не столько эмансипацией, сколько общим снижением семейных доходов. Мужчины уже не в состоянии самостоятельно обеспечить семью. В связи с этим борьба за равную оплату труда для мужчин и женщин выглядит по-другому. Ведь уравнение доходов может происходить как путем увеличения оплаты труда женщин, так и путем снижения оплаты труда мужчин. А это, в свою очередь, уменьшает возможность для женщин оставаться дома и заниматься воспитанием детей. То есть в этом случае работающие женщины противостоят не столько работающим мужчинам, сколько неработающим женщинам. Таким образом, воспитание детей косвенным образом признается общественно менее полезным трудом по сравнению с другими видами экономической деятельности. Речь в данном случае идет не об официальных заявлениях, а о сформировавшемся в западном обществе дискурсе.
2018. gada 28. apr.
Введение в лузерологию. Часть шестая
Содержание предыдущих серий
Я уже писал о том, что мой отец, родившийся в 1921 году, принадлежал вместе с Даниилом Граниным к трем процентам мужчин их поколения, выжившим в войне. Его спасло то, что в 41-м он не был призван вместе со всеми. В детстве ему попали из рогатки в глаз. Глаз сохранился, но перестал видеть. Поэтому он считался непризывным и в 41-м занимался эвакуацией скота на восток. Но потом он все равно пошел добровольцем, так как не мог оставаться в тылу. После курсов младших командиров в Гороховецких лагерях его в 1942 году отправили на фронт.
Я уже писал о том, что мой отец, родившийся в 1921 году, принадлежал вместе с Даниилом Граниным к трем процентам мужчин их поколения, выжившим в войне. Его спасло то, что в 41-м он не был призван вместе со всеми. В детстве ему попали из рогатки в глаз. Глаз сохранился, но перестал видеть. Поэтому он считался непризывным и в 41-м занимался эвакуацией скота на восток. Но потом он все равно пошел добровольцем, так как не мог оставаться в тылу. После курсов младших командиров в Гороховецких лагерях его в 1942 году отправили на фронт.
Постпостмодернизм
"Мир Дикого Запада", 2 сезон 1 серия
"Что может заставить западных финансистов начать менять свои привычки? Или они как французское дворянство в конце XVIII века будут продолжать игнорировать происходящее вокруг до тех пор, пока, в конце концов, не будет изобретено новое средство от перхоти."
"Что может заставить западных финансистов начать менять свои привычки? Или они как французское дворянство в конце XVIII века будут продолжать игнорировать происходящее вокруг до тех пор, пока, в конце концов, не будет изобретено новое средство от перхоти."
2018. gada 19. apr.
The Praise of Stupidity
- You didn't take the many, did you?
- No, I didn't. But I did learn something about myself tonight. No matter how competitive I might be, when it comes right down to it, there's a quality in me that prevails over everything, let me tell you.
- Your stupidity.
"Taxi", season 2 episode 8
"The Great Race"
- No, I didn't. But I did learn something about myself tonight. No matter how competitive I might be, when it comes right down to it, there's a quality in me that prevails over everything, let me tell you.
- Your stupidity.
"Taxi", season 2 episode 8
"The Great Race"
2018. gada 15. apr.
2018. gada 13. apr.
2018. gada 6. apr.
Божественный замысел
- Я совершил самый страшный грех - я обманул Бога.
- Знаешь, Луи, я так не думаю.
- Скажешь тоже. Ты же слышал, как я обещал Ему.
- Вот об этом я и говорю. Ты помнишь, какие именно слова ты сказал?
- Я обещал стать хорошим человеком.
- Нет, я думаю, ты сказал вот какие слова: "Я стану настолько хорошим человеком, насколько смогу".
- Ну и что?
- Может максимум, на что ты способен, это быть негдяем.
- О чем ты говоришь?
- Послушай, ты не можешь быть тем, кем не являешься по сути. Бог создал тебя таким, каким ты есть. И если он сделал тебя таким, значит у него на это была причина. Мы можем быть уверены, что если у него была причина для создания вшей, змей и паразитов, то значит у него была причина для создания такого тебя.
2018. gada 2. apr.
«Закат истины» или о лживости правды 2
Начало
Понять мой интерес к недавно опубликованному сборнику статей «Fake News: A Roadmap» несложно. Последние несколько лет я сам не раз обращался к темам, освещенным в сборнике: глобализация, популизм, истина, реальность, доверие и т.д., и т.п. Но чем больше и внимательней я читал этот сборник, тем больше возражений он у меня вызывал. В конце концов, я решил перечитать свою работу «Истина и реальность в информационной войне», чтобы освежить в памяти свою точку зрения, после чего понял, что британский сборник является ответом на мою публикацию. Даже не ответом, а повторением идеологических штампов, уже раскритикованных мною ранее. Поэтому эта статья рискует стать очередным этапом в кольцевой гонке, устроенной британцами, так как никаких новых аргументов к тем, которые я уже рассматривал и критиковал, здесь нет. Возвращение к уровню дискуссии, который считался пройденным, не вызывает у меня особого энтузиазма, но оставить эту публикацию без ответа тоже нельзя, учитывая, кто является ее автором.
Понять мой интерес к недавно опубликованному сборнику статей «Fake News: A Roadmap» несложно. Последние несколько лет я сам не раз обращался к темам, освещенным в сборнике: глобализация, популизм, истина, реальность, доверие и т.д., и т.п. Но чем больше и внимательней я читал этот сборник, тем больше возражений он у меня вызывал. В конце концов, я решил перечитать свою работу «Истина и реальность в информационной войне», чтобы освежить в памяти свою точку зрения, после чего понял, что британский сборник является ответом на мою публикацию. Даже не ответом, а повторением идеологических штампов, уже раскритикованных мною ранее. Поэтому эта статья рискует стать очередным этапом в кольцевой гонке, устроенной британцами, так как никаких новых аргументов к тем, которые я уже рассматривал и критиковал, здесь нет. Возвращение к уровню дискуссии, который считался пройденным, не вызывает у меня особого энтузиазма, но оставить эту публикацию без ответа тоже нельзя, учитывая, кто является ее автором.
Abonēt:
Komentāri (Atom)












