2015. gada 25. sept.

Занимательная история экономических учений

Попробуйте угадать автора приведенных ниже цитат.

«Но и нравственные мотивы также входят в состав тех сил, какие экономист должен учитывать. Предпринимались, правда, попытки сконструировать некую абстрактную науку о действиях "экономического человека", свободного от всяких нравственных принципов, расчетливо и энергично, но вместе с тем методически и эгоистично наживающего деньги. Однако эти попытки успеха не имели, да и осуществлялись они весьма несовершенно.

Ради упрощения аргументации Рикардо и его последователи часто рассматривали человека в качестве постоянной величины и никогда не давали себе труда изучить возможные вариации. Люди, которых они знали самым тесным образом, были жителями больших городов, и они иногда настолько небрежно излагали свои мысли, как если бы подразумевали, что другие англичане были в очень большой степени подобны тем, которых они знали в больших городах.

2015. gada 22. sept.

Ричард Олдингтон, "Смерть героя"

Этот роман я прочитал еще подростком.

«... в четырнадцатом году у Элизабет случилась задержка, и она решила, что беременна. Ух, что тут поднялось! Элизабет совершенно потеряла голову. Фрейд и Хэвлок Эллис тотчас полетели ко всем чертям. Тут уж не до разговоров о "свободе"! Если у нее будет ребенок, отец перестанет давать ей деньги, знакомые перестанут ей кланяться, ее уже не пригласят обедать у леди Сент-Лоуренс, она... Словом, она вцепилась в Джорджа и мигом положила его на обе лопатки. Она заставила его раскошелиться на специальное разрешение, и они сочетались гражданским браком в присутствии родителей Элизабет, - те и опомниться не успели, сбитые с толку ее неожиданным замужеством.

После свадьбы Элизабет вновь вздохнула свободно и стала вести себя более или менее по-человечески. Тут только она догадалась посоветоваться с врачом; он нашел у нее какую-то незначительную женскую болезнь, посоветовал месяц-другой "избегать сношений" и расхохотался, услышав, что она считает себя беременной. Джордж и Элизабет сняли квартирку в Челси, и через три месяца Элизабет снова стала весьма просвещенной особой и ярой поборницей "свободы".

2015. gada 14. sept.

О ненормальности нормального

"Но нельзя же понятие нормальности формулировать так, что ни один человек, действительно существующий и возможный среди данных ограниченных природных условий, не мог быть назван нормальным."   
           Э.Гуссерль, "Логические исследования"

Давным-давно одна моя знакомая собиралась в Японию. Там она планировала прикупить японской электроники, так как, по ее расчетам, в стране-производителе она должна быть дешевле. Я посоветовал на это не рассчитывать. Уровень жизни в стране восходящего солнца был высокий, значит и товары там должны быть не дешевыми. Знакомая отнеслась к моему совету скептично на том основании, что сам я там не бывал, поэтому не мне судить о местных порядках. Было это очень давно и знакомая была совсем юной.

Читая сегодня рассуждения некоторых бывших советских граждан, перебравшихся на пмж в Европу или США, складывается впечатление, что новое место обитания каким-то волшебным образом превратило их в жрецов или жриц, общающихся с богами и открывающих нам секреты мироздания. Недавно прочитал на портале радио Свобода откровения одной такой екатеринбургской жрицы из Сиэтла о природе русских героев. Если изложить ее мысль в двух словах, то все они психопаты, гоняющиеся за недостижимыми идеалами. Им противопоставляется нормальный западный обыватель, не склонный к эксцессам. Мораль сей басни проста и незамысловата: не надо истерить, нужно спокойно заниматься своим делом и не высовываться. И тут вдруг понимаешь, что эта мысль ничем не отличается от точки зрения официальной российской пропаганды по поводу тунеядцев и неудачников, раскачивающих от зависти и злобы галеру.

2015. gada 11. sept.

Иисус и фарисеи

"кто из вас без греха, первый брось на нее камень"
Св. Евангелие от Иоанна 8:7
"Я ушел от закона, но так и не дошел до любви."
"Аквариум"
"Говорят: «бытие» наиболее общее и наиболее пустое понятие. Как таковое оно не поддается никакой попытке дефиниции. Это наиболее общее, а потому неопределимое понятие и не нуждается ни в какой дефиниции. Каждый употребляет его постоянно и уж конечно понимает, что всякий раз под ним разумеет."
М.Хайдеггер,"Бытие и время"

Как и в случае с "бытием" мы употребляем цитату из Евангелия постоянно и уж конечно понимаем, что всякий раз под ней разумеем. Мы усваиваем ее еще в раннем детстве вместе с "мама мыла раму", чтобы дальше над ней никогда не задумываться. В школьные годы она всплывает в "Горе от ума" в виде реплики Чацкого "А судьи кто?". В те же школьные годы мы знакомимся с рассуждениями Ивана Карамазова об одной слезинке ребенка, которой нет никакого прощения. Вместо "женщины, взятой в прелюбодеянии," герой Достоевского приводит целую толпу садистов-извращенцев, после рассказов о преступлениях которых даже кроткий Алексей Карамазов восклицает "Расстрелять!". И мы не испытываем когнитивного диссонанса между предложением бросить первым камень и слезинкой ребенка, цитируя при случае то Евангелие, то "Горе от ума", то "Братьев Карамазовых".

2015. gada 8. sept.

Три вопроса

Я не люблю комментировать текущие события, так как обычно они представляют из себя деревья, за которыми скрывается лес. И в этот раз речь пойдет не о самом кризисе с "беженцами", а о его интерпретации.

Во-первых, во всех средствах массовой информации речь идет именно о кризисе с "беженцами". Но страдания сирийского народа начались не вчера. Почему только в последние дни вспыхнул благодатный огонь сострадания в сердцах европейских политиков? Точнее будет сказать не "почему", а "для чего". Для того, чтобы за призывами к милосердию и пониманию скрыть провал европейской политики безопасности. Группа численностью в несколько тысяч человек прорвала европейскую границу и направилась в сторону Германии. О сострадании можно было говорить, когда эти люди были за пределами Европейского Союза. А теперь это напоминает попытку доказать, что отобранный у вас в темной подворотне двумя бугаями кошелек был добровольно пожертвован малоимущим. Поэтому хотелось бы от европейских политиков услышать ответ на вопрос: почему группы иностранных граждан беспрепятственно проникают на территорию ЕС? А вопрос о том, кто эти люди и чего заслуживают, рассматривать отдельно.

Во-вторых, в данной ситуации вопрос стоит не столько о судьбе конкретных людей, нелегально проникших на территорию ЕС, сколько о сигнале, посланном миллионам их соотечественников. Нынешний кризис сам является всего лишь последствием нерешительности властей ЕС в решении проблемы беженцев в последние полтора года.

В-третьих, нетрудно догадаться, что сложившаяся ситуация приведет к укреплению позиций праворадикальных европейских партий, поддерживаемых Кремлем. В данном контексте тот факт, что "прорыв" был осуществлен на венгерской границе, может указывать на заранее спланированную провокацию.

И напоследок. Полгода назад я писал: "А пока ребята испытывают чувство глубокого удовлетворения от своей супергениальности, к европейским берегам все чаще пристают суденышки с африканскими "беженцами", боевики ИГ на противоположном берегу Средиземноморья под камеру отрезают головы десяткам христиан, а по степям Украины бороздят российские танки." Речь шла о западной финансовой элите. Если ребята с Уолл-стрит и Сити не перестанут смотреть на окружающий их мир через призму EBIDTA, CDO и прочей дряни , если они продолжат кроить политический ландшафт под свои нужды, в ближайшее время их ждет большой сюрприз. И намного быстрее, чем даже я мог предположить.


2015. gada 29. aug.

Короткие невстречи. Эпизод IV

Эпизод I
Эпизод II
Эпизод III

В 2009-м году в Риге отмечали столетие Исайи Берлина. Мероприятий было запланировано на шесть дней, с участием президента Вайры Вите-Фрейберги и большого количества иностранных гостей. Я не мог пропустить такую возможность пообщаться с местными интеллектуалами, обычно собиравшимися на подобных тусовках. Но задача была не из простых. Последние два года я покорял свой Южный полюс и только три месяца назад достиг желаемого результата. Теперь меня ждал долгий путь назад. А пока мои коммуникативные способности не сильно отличались от ужимок героя Туртурры в "Защите Лужина" или Шелдона Купера в "Теории большого взрыва". Но с чего-то нужно было начинать. Во время кофе-брейков я старался пообщаться с теми, кого уже знал по статьям или телевизионным передачам. Мне отвечали вежливо, но сдержанно, с долей снисходительности. Это особенно раздражало, так как мои намерения никак не вязались с их ощущением интеллектуального превосходства. Мне просто был нужен круг общения на латышском языке, соответствующий моему уровню. Единственный, с кем мне удалось поговорить на равных, был политолог Юрий Розенвальд.

2015. gada 20. aug.

Национальные особенности киногероев

В стародавние времена, когда Михаил Задорнов еще не превратился в тыкву, он сравнивал героев русских и европейских сказок. Попробуем, следуя его примеру, сравнить героев русской литературы с героями латвийских фильмов.
    В недавно просмотренной встрече Алексея Баталова со зрителями в 1989-м году прозвучала довольно интересная мысль о фильме "Дама с собачкой": все сочувствуют главным героям, но никому не хотелось бы их иметь в качестве мужа или жены. Великий советский актер обратил внимание на то, что в русской литературе часто сочувствие вызывают герои с, мягко говоря, подмоченной репутацией. В качестве еще одного примера был упомянут Радион Раскольников. Я бы в этот список обязательно добавил Анну Каренину.

2015. gada 11. aug.

Велодорожки Бухенвальда

    На днях смотрел лондонскую дискуссию между Владимиром Ашурковым и Максимом Кацем с Антониной Самсоновой в качестве модератора. Желание послушать Ашуркова оказалось сильнее чувства отвращения к Самсоновой, возникшего еще во времена ее эфиров на Эхе. Но мне и не такое приходилось терпеть. Я даже выдержал Ксению Собчак ради возможности послушать Алексея Навального. Правда, лично для меня беседа с Самсоновой или Собчак не сильно отличается от посещения некоторыми российскими либералами центральных телевизионных каналов, где их имеют в качестве мальчиков для битья.

2015. gada 7. aug.

"Фрайбургская школа" - сборник статей в PDF

    "То, что она (книга) должна сообщить, заключается в одной единственной мысли. И тем не менее, несмотря на все усилия, я не мог найти для ее изложения более короткого пути, чем вся эта книга"
            А.Шопегауэр,"Мир как воля и представление"
    Фрайбургская экономическая школа была создана Вальтером Ойкеном в 30-е годы прошлого века. Но данный сборник статей не является пособием по истории экономических учений. Потому что Фрайбургская школа так и не стала частью современной экономической науки. Как раз поэтому экономическая наука переживает сегодня тяжелейший кризис со времен Великой депрессии. Проблема восприятия идей Фрайбургской школы или ордолиберализма заключается в принципиально ином мировоззрении, лежащем в ее основе. Выражаясь языком программистов, для ее инсталляции потребуется абсолютно новая операционная система. На мировоззренческую основу современной экономической науки Фрайбургскую школу инсталлировать не удастся. Для осознания этой проблемы мне потребовалось 20 лет. Цель этого сборника статей - дать возможность молодым экономистам понять революционную суть ордолиберализма в более короткие сроки.

PDF

2015. gada 28. jūl.

Истина и реальность в информационной войне (продолжение 3)

Начало
Продолжение 1
Продолжение 2

"Не мы пред-полагаем "истину", но это она та, которая делает онтологически вообще возможным, что мы способны быть таким образом, что что-то "пред-полагаем". Истина впервые делает возможной нечто подобное пред-полаганию."
М.Хайдеггер,"Бытие и время"

В связи с приведенной ранее цитатой Э.Гуссерля стоит упомянуть один важный факт: Мартин Хайдеггер опубликовал "Бытие и Время" в 1927 году, а "Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология" была написана в 1938-м.
 
В предыдущей части было показано, что одного согласования суждения о предмете с самим предметом недостаточно, чтобы считать его истинным. Мы можем сказать, что перед нами какой-то предмет округлой формы и это будет истина; мы можем сказать, что этот предмет - горшок и это тоже будет истина; мы можем сказать, что горшок сделан из глины и это тоже будет истина. В конце концов мы можем сказать, что горшок был создан в античные времена. И тогда мы сможем восхититься "лаконичностью рисунка и неповторимостью формы". Потому что античное искусство совершило настоящий прорыв в сравнении с предыдущими цивилизациями. Потому что его образцы до сих пор служат эталоном совершенства. Мы восхищаемся не просто рисунком и формой, а тем историческим событием, которое они символизируют. Законы Ньютона стали настоящей революцией в области естествознания, но любой, кто сегодня их повторит, может рассчитывать только на звание прилежного ученика, не более. Но разве копия умоляет значимость оригинала и все, что он символизирует? Такова истина античного горшка в своей предельной открытости, ибо она для нас не согласуется, а открывается. Не зря в том же естествознании достижение истины называют открытием.

2015. gada 21. jūl.

Три дня одного года

Моя работа над продолжением статьи "Истина и реальность в информационной войне" завела меня в "Логические исследования" Э.Гуссерля, из которых мне вряд ли удастся выбраться в ближайшее время. Одновременно то здесь, то там замелькали рассуждения об "объективной реальности". Несмотря на наивность и злоупотребление штампами, они радуют самим фактом попытки задуматься на эту тему. Правда, встречаются желающие раскинуть пальцы веером и спросить "А ты кто такой?", то есть заявить, что автор - трепло и неудачник, не способный чего-либо добиться в "реальной жизни". Удивляет, конечно, что люди не жалеют времени и сил, доказывая чью-то ничтожность. Обычно признаком ничтожности является как раз отсутствие какого-либо интереса к ничтожной персоне. Тем не менее, сделаем вид, что не заметили противоречия и попытаемся показать на примере одного дня, что "реальность жизни" мне знакома не хуже ее апологетов.

2015. gada 27. jūn.

О личном и общественном

    Вчера я прочитал последнюю, XX главу книги Вальтера Ойкена "Основные принципы экономической политики" - "Корысть, экономический принцип и общее благо". И снова вопрос, рассмотренный в этой главе, оказался одним из наиболее обсуждаемых сегодня среди экономистов всего мира, словно не прошло 65 лет с момента смерти автора. Это вопрос о взаимоотношениях частного интереса и общественного. Я сам обратил внимание на эту проблему несколько лет назад. Ее также обсуждали на прошлогодней конференции INET в Торонто. Поэтому несколько цитат из книги Вальтера Ойкена будут смотреться весьма кстати. И это уже не первый раз, когда современные экономисты демонстрируют отсутствие знаний работ основателя Фрайбургской школы.

2015. gada 11. jūn.

Истина и реальность в информационной войне (продолжение 2)

Начало
Продолжение 1

"- А вы что, физик?
- Скорее химик.
- Тоже, наверное, скука. Поиски истины. Она прячется, а вы ее всюду ищите. То здесь копнете, то там. В одном месте копнули - ага, ядро состоит из протонов. В другом копнули - красота: треугольник ABC равен треугольнику AprimBprimCprim. А вот у меня другое дело. Я эту самую истину выкапываю, а в это время с нею что-то такое делается, что выкапывал то я истину, а выкопал кучу, извините, не скажу чего. Вам то хорошо. А вот стоит в музее какой-то античный горшок. В свое время в него обьедки кидали, а нынче он вызывает всеобщее восхищение лаконичнотью рисунка и неповторимостью формы. Все охают, ахают. И вдруг выясняется, что никакой он не античный, а подсунул его археологам какой-ниубудь шутник веселья ради. Аханья, как ни странно стихают. Ценители."

      "Сталкер"
 

2015. gada 2. jūn.

1979

Два месяца назад в "Советском пациенте" мной были упомянуты снятые в 1979 году "Осенний марафон" и "Отпуск в сентябре". Уже тогда на память пришел созданный в том же году "Сталкер" Тарковского. А на днях я узнал, что "Тот самый Мюнхгаузен" того же года выпуска. Объединяющий четыре фильма год вызвал желание поискать еще что-то общее в этих картинах. Задача кажется невыполнимой, так как первые два рассказывают о современниках авторов, а вторые относятся то ли к жанру сказки, то ли фантастики. Но давайте рассмотрим их по порядку.

2015. gada 25. maijs

Истина и реальность в информационной войне (продолжение 1)

Начало

В Новое время мораль как детерминанта социальной реальности утратила религиозное содержание. 

"Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить."
             И.Кант, "Религия в пределах только разума" 

Место Иисуса Христа занял категорический императив. Похоже, как раз в способности заменить название выражалась свобода человека по Канту. Тут же появились безусловные законы, которые человеку нужно познать и затем исполнять. Все это сильно смахивает на объективную реальность, уже обсуждавшуюся в первой части. К трансцедентальной эстетике из "Критики чистого разума" с ее безотносительным пространством и временем Кант добавил трансцедентальную этику с безусловными законами и долгом. Здесь сильно отдает позитивистской "естественностью", которую ордолибералы называют натуралистической наивностью, когда люди воспринимают социальные институты, формировавшиеся тысячелетиями, как что-то "естественное", существовавшее испокон веку. Это напоминает детскую веру в растущие на деревьях булки. Так как булки не растут на деревьях, а моральные законы не обладают безусловной объективностью, разные группы людей стали наполнять их разным содержанием. Я не сильно разбираюсь в аксиологии и праксиологии, но, судя по результатам, они не сильно продвинулись в попытках скрестить безусловные идеальные ценности с объективной реальностью. С другой стороны, если праксиология фон Мизеса хоть как-то пытается встроить мораль в экономическую реальность, экономикс от нее просто абстрагируется.

2015. gada 22. maijs

Корректировка глубины кроличьей норы

    В ферврале я опубликовал текст под заголовком "О глубине кроличьей норы", который на 99 процентов был копипейстом главы из книги Вальтера Ойкена "Основные принципы экономической политики", посвященной вопросу ответственности в хозяйственной деятельности. В небольшом предисловии я под впечатлением от прочитанного заявил, что обсуждение этого вопроса на прошлогодней конференции INET в Торонто теперь кажется детской возней в песочнице. Вчера, еще раз прослушав дискуссию на панельной сессии "Финансы и реальная экономика", вдруг обнаружил очень похожую мысль, высказанную Axel Leijonhufvud. Он говорил об ответственности банкиров за последствия своих действий. Тогда я не забыл об этом упомянуть в подготовленной русскоязычной компиляции. Но в тот раз я уделил больше внимания ответу Джозефа Стиглица, пропустив мимо ушей упоминание о том, что до Великой депрессии банкиры несли полную ответственность за результаты деятельности банка. То есть банкротство банка означало банкротство и самого банкира. Только после знакомства с точкой зрения Вальтера Ойкена я сумел расслышать мысль, которую пытался донести шведский экономист. Этот случай является ярким примером инертности человеческого мышления. Часто то, что мы воспринимаем как понимание нового, является всего лишь поиском в новом чего-то знакомого. Поэтому 20 лет назад я отказался от чтения вводных статей, ибо, "усвоив" взгляд какого-то научного сотрудника на труд великого мыслителя, ты начинаешь искать в его работе подтверждений уже "усвоенного", не замечая того, что хотел сказать сам автор.
 

2015. gada 16. maijs

Истина и реальность в информационной войне

В октябре 2007 года я написал статью на латышском языке "О лириках, физиках, врачах и реальности жизни". В преамбуле было указано «По мотивам "Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология" Э.Гуссерля». Статья никогда не переводилась на русский язык, поэтому я приведу выдержки, в которых изложена ключевая идея.

Можно ли считать дураками всех людей, которые жили в эпоху, когда считалось, что Земля плоская? Те, кто сжег Джордано Бруно, были образованнейшими представителями своего времени. Сегодняшний "плоскостизм" выражается в мифе о реальности жизни, который на самом деле является младшим братом диалектического материализма. В основе этой идеи лежит вера в то, что существует какая-то объективная реальность, которую нужно постичь и потом действовать, принимая ее во внимание.

На эту практику опираются естественные науки, которые в последние столетия достигли грандиозных успехов. И имено эти успехи в естественных науках побуждают людей переносить эту идею в общественные науки. Но в этой области объект исследования и субъект один и тот же. Только субъект открыл что-то новое в объекте, тот сразу меняется благодаря новым знаниям. Попытки расширить власть естественных наук над общественными часто терпели неудачу, что вызвало среди физиков презрение к общественным наукам как ненастоящим. Поэтому физики не считают большой проблемой сразу браться за общественные вопросы, так как считают людей, которые этим занимаются, недалекими, потому что те не умеют дифференцировать.

2015. gada 13. maijs

"Раскаяние" (2002)

Преступление и искупление


    "И хотя бы судьба послала ему раскаяние - жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы - ведь это тоже жизнь."
            "Преступление и наказание"


Однажды я читал книгу, написанную еще в XI веке. Там было сказано про пять шагов к искуплению. Первый шаг - принять ответственность за совершенные поступки. Второй шаг - примириться со своими врагами. Третий шаг - примириться с ближними. Если, например, ты украл у соседа курицу, ты должен купить ему другую. Только тогда можно делать четвертый шаг - оправдание перед богом. И только после пятого шага можно надеяться на искупление. Совершая пятый шаг, человек должен был оказаться в пережитой ситуации и поступить иначе.

2015. gada 4. maijs

Олег Бебенин

Это письмо было написано 5 ноября 2013 года

"Осенью 2010 года я вкратце рассказал о причинах, которые меня побудили приехать в Минск. Я был порядком вымотан и хотел сосредоточиться только на бизнесе. Политические события в Латвии как катящийся снежный ком с горы уже нельзя было остановить и в 2011 году на выборах в Сейм победили демократические силы. Цель, которую я поставил перед собой в 2007 году, была достигнута. Я понимаю, что это звучит странно и напыщенно, но именно лишение латвийских олигархов политической власти было моей персональной целью в жизни. Это был экзистенциальный вопрос. По тем правилам игры, которые сложились в Латвии за последние десятилетия, я играть не хотел и не мог из-за своих моральных принципов. Поэтому передо мной встал вопрос: или признать существующий порядок вещей, или попытаться поменять правила игры. Как ты понимаешь, в конце концов это был вопрос о смысле жизни. Какой смысл жить, заводить семью, рожать детей в мире, в котором заправляют подонки? Для веры в рай для праведников и ад для грешников после смерти я слишком долго прожил при советской власти.

2015. gada 28. apr.

"Взломщики сердец" (2004)

F**kabees!


 "У философа и режиссера особый образ существования, особый взгляд на мир - взгляд поколения."
                   Морис Мерло-Понти


 "I Heart Huckabees"
экзистенциальная комедия
Режиссер: Дэвид О.Расселл
В ролях: Дастин Хоффман, Изабель Юппер, Джуд Лоу, Наоми Уоттс.