2017. gada 20. dec.

Isaiah Berlin Day in Riga (part four)

Part one
Part two
Part three

В этот раз я хотел бы поговорить о реалполитике. Тимоти Снайдер, рассказывая о Холокосте в странах Балтии, обратил внимание на один ранее неизвестный мне факт. Оказывается, наиболее рьяными антисемитами себя показали бывшие сталинские коллаборационисты. Они сумели уйти от ответственности за свои преступления, обвинив во всех грехах евреев. Этот факт имеет не только историческую ценность, но также хорошо объясняет особенности политических процессов в странах Балтии в постсоветский период. Бывшая советская номенклатура удачно встроилась в институты новой власти, снова распределив вину по национальному признаку. Поэтому, например, в Латвии до сих пор в парламенте и муниципальных органах власти можно встретить бывших секретарей парткомов, райкомов и т.п. Поэтому так и не была проведена люстрация, а вопрос об открытии архивов КГБ остается актуальным на третьем десятке лет независимости. Поэтому так часто совпадают позиции латвийских националистов и прокремлевских политических сил. И даже их противостояние часто выглядит как хорошо срежиссированный спектакль для отвлечения внимания от реальных проблем.

2017. gada 18. dec.

Вопрос о технике

Диспропорции между громадными достижениями естественных наук и техники, с одной стороны, и недостаточным порядком, с другой стороны, должны быть преодолены. В этом состоит большая задача для человеческого ума, к решению которой, однако, до сих пор еще не приступили. Более того, эта задача еще не стала очевидной для всех.
Вальтер Ойкен, «Основные принципы экономической политики»

Вчера закончил перечитывать «Вопрос о технике», выступление Мартина Хайдеггера в Мюнхенском высшем техническом училище в 1953 году. В последнее время я перечитываю работы Хайдеггера из сборника «Время и бытие» и эта шла следом за недавно прочитанным «Письмом о гуманизме».

Именно сейчас, в конце 2017 года вопрос о технике стал актуален как никогда. Я недавно записал в качестве одной из тем для серии статей о IX Дне Исайи Берлина в Риге: «Фейсбук – дыра в другое измерение». То, что произошло в 2016 году в США, напоминает фантастические сюжеты, где чокнутый профессор изобретает прибор, образующий дыру в другое измерение, через которую на Землю попадают чудовища и пожирают всех ее обитателей. Реальность отличается от вымысла только тем, что настоящие профессора не выглядят сумасшедшими. И это должно нас пугать еще больше. Кроме того, профессора стали владельцами многомиллиардных корпораций и руководствуются теперь в своих решениях соображениями экономической эффективности и перспективами увеличения прибыли. С такими приоритетами монстры из другого измерения будут на последнем месте в текущей повестке дня.

2017. gada 17. dec.

"Советский пациент", сборник статей, дополненный

Почти два года назад я подготовил сборник статей, написанных с декабря 2013 по июнь 2015 года и посвященных советским фильмам, снятым в 1962-82 годах. С тех пор у меня появилось еще несколько статей, дополняющих 1965, 1966 и 1979 годы, а также расширяющих период до 1960 года. Если кликнуть по коллажу, откроется сборник с новыми дополнениями.

https://drive.google.com/file/d/0B3zDitBGfVh7bVM2SGNzM1R3YWM/view?usp=sharing

2017. gada 12. dec.

Гранин 3

В документальном фильме «Листопад», посвященном 90-летию Даниила Гранина и упомянутом мною в «Гранин 2», писатель обратил внимание на одну особенность человеческого поведения, которую я хотел бы рассмотреть поподробней. Люди, проявлявшие чудеса отваги на войне, вернувшись в мирную жизнь, становились осторожными и нерешительными. Почему те, кто привык ежедневно смотреть смерти в лицо, так боялись поднять глаза и посмотреть на окружавшую их несправедливость? Разве смерть – не самое страшное, что может грозить человеку? Судя по количеству самоубийств, есть вещи пострашнее. Человеку легче вместе с другими пожертвовать своей жизнью ради освященных обществом целей, чем стать всеми презираемым парией, изгоем. Именно так поставлен вопрос в повести Василя Быкова «Сотников» и фильме Алексея Германа «Проверка на дорогах». Герои – это всегда люди, для которых общественное признание дороже собственной жизни. Тех, кто боялся во время войны прослыть трусом и предателем, в мирное время легко запугать клеймом «враг народа», «антисоветчик», «тунеядец» и т.п.
 

2017. gada 15. nov.

1979 (2) (продолжение)

Начало

Почти четыре года назад я писал о «Гамлете» Козинцева: “Гамлет - герой шестидесятых, поднятые в пьесе вопросы - вопросы «шестидесятников»". То же самое можно сказать о «Нескольких днях из жизни Обломова» Никиты Михалкова. Обломов – герой семидесятых. СССР, обдолбанный хлынувшими в результате мирового энергетического кризиса нефтедолларами, превратился в Обломовку. Начинающие впадать в маразм партийные лидеры продолжали бормотать с трибун про «сиськи-масиськи», в то время как трудящиеся в состоянии глубокого удовлетворения доставлялись работниками правоохранительных органов в местные вытрезвители. Там же оказались и штольцы-«шестидесятники», утратившие надежду построить светлое будущее, ибо вот оно, уже наступило – эпоха развитого социализма. Тут вдруг Обломов вообразил себя владыкой морским и пожелал иметь золотую рыбку на посылках, для чего ввел в Афганистан ограниченный контингент. С тех пор история стала развиваться по сюжетным канонам другого литературного произведения.

2017. gada 13. nov.

Barbara Babcock

Пересматривая сегодня за ужином очередную серию оригинального "Стар Трека", обратил внимание на актрису, которая показалась мне знакомой. Где-то я ее недавно видел. Вспомнил - сериал "Чирс". Мне запомнились не только надменно-высокомерная манера держаться, но и произнесенный ее героиней монолог.

2017. gada 11. nov.

1979 (2)

Два с половиной года назад я написал текст под названием «1979», посвященный снятым в тот год советским фильмам. С тех пор у меня набрался еще один список картин с той же датой выпуска. Хороший повод оглянуться назад и присмотреться к кинообразам, отразившим приметы ушедшей эпохи. Ведь даже искаженное отражение дает пищу для размышлений, так как способ искажения и его продукт тоже могут о многом рассказать.

Начнем с телевизионного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». События экранизированного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» разворачиваются в послевоенной Москве. Кажется, в нем нет ничего такого, что могло бы рассказать нам об СССР конца семидесятых. На самом деле имена исполнителей главных ролей уже о многом говорят. Роль Жеглова, которому в романе 25 лет, исполняет сорокалетний Высоцкий. Вместо зарвавшегося молодого следователя мы видим умудренного опытом оперативника с харизмой мегапопулярного барда. Шарапов-Конкин-Корчагин на его фоне выглядит вчерашним школьником, лепечущим о каких-то вычитанных в книжках принципах. Глядя на него, кажется, что он воевал именно на той войне, какой ее показывали в советских фильмах. Невозможно поверить, что этот жизнерадостный щенок смотрел смерти в лицо и терял своих товарищей. Только в последнем эпизоде можно говорить об игре на равных. В целом же идея фильма благодаря исполнителям главных ролей смещается в противоположную сторону. Торжествует правда Жеглова: «милосердие – поповское слово».

2017. gada 5. nov.

Мартин Лютер, Генрих VIII и Томас Мор

31 октября отмечали 500-летие начала Реформации. Еще в 90-е годы я прочитал «Этику протестантизма и дух капитализма» Макса Вебера и «О рабстве воли» Мартина Лютера. Два года назад сам написал статью «Мартин Лютер и Рене Декарт», где изложил свое понимание революционной сущности Реформации. Но ни теологические, ни метафизические, ни социологические аспекты учения Лютера не могли мне объяснить один факт его биографии:

В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора.

2017. gada 4. nov.

Isaiah Berlin Day in Riga (part three)

Part one
Part two

Есть еще пара идей Тимоти Снайдера, которые я хотел бы использовать в своем анализе текущего момента истории.

В лекции 2014 года, описывая «прикладной постмодернизм», профессор в качестве одного из его проявлений назвал превращение политики в маркетинг. Были приведены примеры использования маркетинговых ходов в современной пропаганде с целью манипуляции общественным сознанием. Но пропаганда - не единственная область политической деятельности, где успешно применяются техники маркетинга.

2017. gada 27. okt.

Isaiah Berlin Day in Riga (part two)

Part one

Перед тем, как отправиться на встречу с Тимоти Снайдером, я посмотрел его лекцию «Украина: от пропаганды к реальности», прочитанную им в ноябре 2014 года. Оказалось, что мои впечатления от круглого стола «Пропаганда. Инструменты и задачи» почти полностью совпадают с точкой зрения профессора.

Так, например, он также обратил внимание на попытки кремлевских пропагандистов организовывать под видом дискуссий балаганы с обсуждением фантастических версий произошедшего, тем самым пытаясь дискредитировать саму идею возможности какой-либо достоверности. По мнению профессора, принятие постмодернизма ведет к стратегическому релятивизму, который, в свою очередь, ведет к поражению в информационной войне. События 2014 года можно описать довольно просто: авторитарное государство напало на демократическое государство с целью уничтожения европейского порядка. Неспособность увидеть за деревьями леса как раз и является признаком подверженности кремлевской пропаганде.

2017. gada 17. okt.

Isaiah Berlin Day in Riga (part one)

16 октября в Риге прошел очередной ежегодный День Исайи Берлина, уже девятый с 2009 года. Свои впечатления от посещения мероприятий, посвященных его столетнему юбилею, я описал два года назад. В этом году День Исайи Берлина снова, как восемь лет назад, стал настоящим интеллектуальным праздником. Лекцию американского историка Тимоти Снайдера «От неизбежного к вечному: новая политика несвободы» можно назвать главным событием не только Дня Исайи Берлина, но и всего 2017 года.

2017. gada 20. sept.

Normalization (продолжение)

Начало

9 сентября я побывал в качестве зрителя на круглом столе кинофестиваля ArtDocFest/Riga «Пропаганда. Инструменты и задачи», организованном при поддержке фонда Конрада Аденауэра. Единственный участник, о котором сообщили заранее, была модератор дискуссии, сотрудница радио «Свобода» Елена Фанайлова. С остальными пришлось знакомиться уже на месте. Среди участников было немало известных лиц, даже слишком много для одного круглого стола. Недавно британский журналист сетовал на то, что в такой толпе трудно организовать конструктивную дискуссию. Поэтому можно сразу назвать одним из инструментов пропаганды саботаж мероприятий, направленных на борьбу с пропагандой. Если февральскую дискуссию на похожую тему провокаторы пытались превратить в балаган, в этот раз балаган был организован с помощью самих участников дискуссии.

2017. gada 18. sept.

Mr. Trump goes to Washington

- Ах ты, предатель! Я подвешу тебя за твои вулканские уши! Я вас всех казню!
- Вряд ли. Ваши возможности на этом карабле очень ограничены, капитан. Вы останетесь на гаупвахте под арестом, пока я не придумаю, как вернуть вас обратно.
- Что, вся галактика сошла с ума? Что это за форма? Где ваша борода? Что происходит?! Куда делась моя личная охрана?
- Я не могу ответить ни на один из ваших вопросов.
- Хорошо, Спок, во что бы вы не играли, я сыграю с вами. Вам нужны деньги? Я вам их дам. Вы разбогатеете. Хотите стать командиром? Я и с этим вам помогу.
- Очевидно, произошло какое-то замещение. Я считаю, что это крайне интересно.
- Спок, чем вас можно подкупить? Властью?
- Поразительно.
- Властью? Я могу вам ее дать!
"Star Trek", 2 сезон, 4 серия
 

2017. gada 14. sept.

Normalization

Ровно два года назад я опубликовал статью «О ненормальности нормального». Сегодня термин «нормализация» активно используется представителями социальных дисциплин. Под ним подразумевается попытка сделать нормой социальную практику, до этого воспринимавшуюся как аномальная. Например, Роберт Райх предупреждает об опасности нормализации политики Дональда Трампа, другими словами, привыкания к его манере управления американским государством. Бывший министр труда в администрации Клинтона считает нормализацию авторитарных методов государственного управления основной угрозой западной демократии.

2017. gada 5. sept.

О маскулинности феминизма

В прошлом году я написал большую статью, посвященную современному феминизму. Скорее даже не феминизму, а его извращенной интерпретации сегодня. Но у меня есть мысль, которая напрямую связана именно с самой идеологией гендерного равенства. Идея этого равенства, в отличие, скажем, от идеи расового равенства, где этнические различия признаются равноценными, построена на попытке стереть различия между двумя социальными группами. И стирание этих различий происходит в сторону женской маскулинизации. То есть сегодня женщины претендуют на место в социуме, которое раньше занимали мужчины. Данная стратегия базируется на идее полного бесправия женщин в прошлом. Уже сама оценка положения женщин делается с позиции мужчин.

2017. gada 28. aug.

Источники европейского гуманизма

При чтении «Письма о гуманизме» Мартина Хайдеггера у меня возник вопрос по поводу описания истории возникновения и развития европейского гуманизма. Вот прямые цитаты:

"Отчетливо и под своим именем humanitas впервые была продумана и поставлена как цель в эпоху римской республики. «Человечный человек», homo humanus, противопоставляет себя «варварскому человеку», homo barbarus. Homo humanus тут — римлянин, совершенствующий и облагораживающий римскую «добродетель», virtus, путем «усвоения» перенятой от греков «пайдейи»…

2017. gada 8. aug.

Воскресение

“… ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.”
Св. Евангелие от Матфея 6:8

Этот текст я собирался написать в апреле к Пасхе, но из-за проблем в ЖЖ пришлось отложить до лучших времен.

2017. gada 24. jūl.

Прикладная экономика

Три года назад я уже писал о том, что для успешного развития экономики намного важнее знание основ экономики большей частью населения, чем разработка учеными сложных эконометрических моделей. Чем лучше люди понимают смысл процессов, в которых они принимают участие, тем более эффективны их поступки в каждом отдельном случае. И наоборот.

Обсудим хорошо всем известные пословицы «Скупой платит дважды» или «Я не такой богатый, чтобы покупать дешевые вещи». То есть их смысл в том, что дешевые вещи обходятся дороже дорогих.